Рабочий стаж Матвея Никифоровича Байбородина начался в 1958 году 8 января, а закончился 4 апреля 2021 года. Итого – из 85 прожитых лет 63 года посвящены железной дороге, за это время пройден путь от кочегара паровоза до начальника службы подвижного состава.
Интересно, что трудовая книжка, диплом об окончании технического училища и многие другие документы Матвея Никифоровича заполнены на монгольском языке. Дело в том, что большая крестьянская семья Байбородиных, а кроме Матвея у отца с матерью было ещё шесть сыновей и две дочери, в послереволюционном вихре Гражданской войны была угнана бандой «семёновцев»* из Забайкалья в Монголию и осталась в Алтанбулаге.
Как говорит Матвей Никифорович, до двадцатых годов границы с СССР Монголия фактически не имела, люди спокойно переходили из России в Монголию. В 1924 году образовалась Монгольская Народная Республика (МНР), и русские, жившие в МНР, остались подданными СССР, в Монголии у них были временные паспорта. Отец Матвея был награждён грамотой «за помощь фронту и детям-сиротам великой Отечественной войны» (орфография сохранена), которую он получил в посольстве СССР, но подписана грамота была Сталиным. Учились дети в русских школах, учителя были из СССР. Старший брат призвался из Монголии и пропал без вести на войне, другой брат в мае 1945 года ушел на войну с Японией и отслужил семь лет в армии уже после окончания боевых действий.
В 1958 году в МНР Матвей Никифорович прямо со школьной скамьи пошел работать в паровозное депо дефектоскопистом, а с 59-го по 62-й год учился в техникуме там же, в МНР.
– Преподаватели у нас были русские, советские, объясняли всё досконально. Дело в том, что монголы – народ кочевой, со своим укладом жизни, который в то время был далёк от инженерного дела, а дорогу надо строить и обслуживать, – рассказывает Матвей Никифорович. – Это после нашего выпуска уже пришли монгольские преподаватели и монгольские студенты.
В Братск Байбородин попал не сразу. Точнее, он сразу поехал в Братск, хотя направление ему дали в Кульминский совхоз в Оренбургской области, и потому в Братске ему сначала отказали. Но оказалось, что в совхозе на его место уже приняли человека. Снова вернулся в Братск, уже с паспортом гражданина СССР.
В трудовой книжке юбиляра после записи «Уволен в связи с выездом в СССР» в январе 1964 года на весь разворот крупно и гордо написано слово «Братскгэсстрой», а далее «Принят на должность старшего инженера депо УЖДТ» в июле этого же года. То есть трудовой стаж Матвея Никифоровича в Братске – 57 лет, с 1964-го по 2021 год.
Ремонт железнодорожной техники необходим в любое время года, в любую погоду, в любой день, в любое время суток. Там, где был Братскгэсстрой, всегда был подвижной железнодорожный состав, от которого зависело наличие стройматериалов на объектах, а следовательно, сроки сдачи и качество работ.
– Было интересно. Ребята уходили в армию, приходили снова на работу. Были своя футбольная команда, добровольная народная дружина, пожарная дружина, – вспоминает Матвей Никифорович.
За эти годы вместе со своим депо Матвей Никифорович как инженер и специалист прошел путь от паровозов до современных тепловозов и кроме инженерных специальностей освоил ещё и профессию машиниста.
– Я считаю, что если ты руководишь людьми, то должен пройти к своей должности от самых низов, освоить максимум специальностей и поработать по ним, чтобы отчётливо понимать весь процесс производства и не быть дилетантом, – говорит Матвей Никифорович.
В 1975 году Матвей Байбородин был награждён орденом «Трудовая слава». Многократно был поощрён за рационализаторские предложения, внедрённые в депо. Много раз Матвею Никифоровичу предлагали перейти работать на другие производства, кардинально сменить не только профессию, но и размер заработной платы, разумеется, в сторону увеличения, но железная дорога и механизмы не отпускали его.
– Я прожил хорошую, наполненную интересными делами жизнь, в которой было много радости, но было и горе, конечно. Моё большое горе – потеря жены, с которой мы прожили вместе 45 лет, – признается Матвей Никифорович. – Познакомились мы с ней на танцах в клубе возле стадиона на Правом берегу. Поженились в 1966 году и жили душа в душу.
В 2020 году Матвей Никифорович тяжело заболел коронавирусом. Было поражено более 80% лёгких.
– Врачи вылечили, подняли на ноги, но осложнения были серьёзными. Лечение было долгим и сложным. С любимой работой пришлось расстаться, – сетует Матвей Никифорович.
Спас юбиляра здоровый образ жизни, который он вёл всю жизнь, и занятия спортом. И сейчас Матвей Никифорович ежедневно делает зарядку, иногда по часу: отжимается от пола, приседает, поднимает самодельные «гантели» из двух полуторалитровых бутылок, наполненных водой. Многолетний добросовестный труд воспитал в нём способность противостоять трудностям и неутолимую жажду жизни. Газета «Знамя» желает Матвею Никифоровичу сохранять эту жажду ещё много лет.
Константин ГРАЧЁВ
*Григорий Семёнов (25 сентября 1890 – 30 августа 1946) – казачий атаман, деятель Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке, генерал-лейтенант Белой армии. Был арестован в 1945 году, по приговору суда был повешен в 1946 году.