Свежие новости

09 Дек 2022
Новости

63 ГОДА ИЗ 85 ПРОЖИТЫХ ЛЕТ ПОСВЯЩЕНЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ 

63 ГОДА ИЗ 85 ПРОЖИТЫХ ЛЕТ ПОСВЯЩЕНЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
63 ГОДА ИЗ 85 ПРОЖИТЫХ ЛЕТ ПОСВЯЩЕНЫ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ

Рабочий стаж Матвея Никифоровича Байбородина начался в 1958 году 8 января, а закончился 4 апреля 2021 года. Итого – из 85 прожитых лет 63 года посвящены железной дороге, за это время пройден путь от кочегара паровоза до начальника службы подвижного состава.

Интересно, что трудовая книжка, диплом об окончании технического училища и многие другие документы Матвея Никифоровича заполнены на монгольском языке. Дело в том, что большая крестьянская семья Байбородиных, а кроме Матвея у отца с матерью было ещё шесть сыновей и две дочери, в послереволюционном вихре Гражданской войны была угнана бандой «семёновцев»* из Забайкалья в Монголию и осталась в Алтанбулаге. 

Как говорит Матвей Никифорович, до двадцатых годов границы с СССР Монголия фактически не имела, люди спокойно переходили из России в Монголию. В 1924 году образовалась Монгольская Народная Республика (МНР), и русские, жившие в МНР, остались подданными СССР, в Монголии у них были временные паспорта. Отец Матвея был награждён грамотой «за помощь фронту и детям-сиротам великой Отечественной войны» (орфография сохранена), которую он получил в посольстве СССР, но подписана грамота была Сталиным. Учились дети в русских школах, учителя были из СССР. Старший брат призвался из Монголии и пропал без вести на войне, другой брат в мае 1945 года ушел на войну с Японией и отслужил семь лет в армии уже после окончания боевых действий.

В 1958 году в МНР Матвей Никифорович прямо со школьной скамьи пошел работать в паровозное депо дефектоскопистом, а с 59-го по 62-й год учился в техникуме там же, в МНР.

– Преподаватели у нас были русские, советские, объясняли всё досконально. Дело в том, что монголы – народ кочевой, со своим укладом жизни, который в то время был далёк от инженерного дела, а дорогу надо строить и обслуживать, – рассказывает Матвей Никифорович. – Это после нашего выпуска уже пришли монгольские преподаватели и монгольские студенты.

В Братск Байбородин попал не сразу. Точнее, он сразу поехал в Братск, хотя направление ему дали в Кульминский совхоз в Оренбургской области, и потому в Братске ему сначала отказали. Но оказалось, что в совхозе на его место уже приняли человека. Снова вернулся в Братск, уже с паспортом гражданина СССР.

В трудовой книжке юбиляра после записи «Уволен в связи с выездом в СССР» в январе 1964 года на весь разворот крупно и гордо написано слово «Братскгэсстрой», а далее «Принят на должность старшего инженера депо УЖДТ» в июле этого же года. То есть трудовой стаж Матвея Никифоровича в Братске – 57 лет, с 1964-го по 2021 год.

Ремонт железнодорожной техники необходим в любое время года, в любую погоду, в любой день, в любое время суток. Там, где был Братскгэсстрой, всегда был подвижной железнодорожный состав, от которого зависело наличие стройматериалов на объектах, а следовательно, сроки сдачи и качество работ.

– Было интересно. Ребята уходили в армию, приходили снова на работу. Были своя футбольная команда, добровольная народная дружина, пожарная дружина, – вспоминает Матвей Никифорович.

За эти годы вместе со своим депо Матвей Никифорович как инженер и специалист прошел путь от паровозов до современных тепловозов и кроме инженерных специальностей освоил ещё и профессию машиниста.

– Я считаю, что если ты руководишь людьми, то должен пройти к своей должности от самых низов, освоить максимум специальностей и поработать по ним, чтобы отчётливо понимать весь процесс производства и не быть дилетантом, – говорит Матвей Никифорович.

В 1975 году Матвей Байбородин был награждён орденом «Трудовая слава». Многократно был поощрён за рационализаторские предложения, внедрённые в депо. Много раз Матвею Никифоровичу предлагали перейти работать на другие производства, кардинально сменить не только профессию, но и размер заработной платы, разумеется, в сторону увеличения, но железная дорога и механизмы не отпускали его.

– Я прожил хорошую, наполненную интересными делами жизнь, в которой было много радости, но было и горе, конечно. Моё большое горе – потеря жены, с которой мы прожили вместе 45 лет, – признается Матвей Никифорович. – Познакомились мы с ней на танцах в клубе возле стадиона на Правом берегу. Поженились в 1966 году и жили душа в душу.

В 2020 году Матвей Никифорович тяжело заболел коронавирусом. Было поражено более 80% лёгких.

– Врачи вылечили, подняли на ноги, но осложнения были серьёзными. Лечение было долгим и сложным. С любимой работой пришлось расстаться, – сетует Матвей Никифорович.

Спас юбиляра здоровый образ жизни, который он вёл всю жизнь, и занятия спортом. И сейчас Матвей Никифорович ежедневно делает зарядку, иногда по часу: отжимается от пола, приседает, поднимает самодельные «гантели» из двух полуторалитровых бутылок, наполненных водой. Многолетний добросовестный труд воспитал в нём способность противостоять трудностям и неутолимую жажду жизни. Газета «Знамя» желает Матвею Никифоровичу сохранять эту жажду ещё много лет.

Константин ГРАЧЁВ

*Григорий Семёнов (25 сентября 1890 – 30 августа 1946) – казачий атаман, деятель Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке, генерал-лейтенант Белой армии. Был арестован в 1945 году, по приговору суда был повешен в 1946 году.

Похожие статьи