Председатель Законодательного собрания
Иркутской области – о работе в территориях,
пассажирских перевозках, дорогах и работе с молодежью
Председатель Законодательного собрания Иркутской области Александр Ведерников побывал в гостях на проекте «Голоса города». Разговор шел о том, чем занимаются парламентарии во время летних каникул, о состоянии дорог в регионе и развитии пассажирских перевозок, об изменениях в системе среднего профессионального образования и о политической активности молодежи.
– Александр Викторович, весной вы выступили с инициативой, что депутаты должны проводить одну неделю в своих избирательных округах. Есть эффект от такого решения?
– Этот опыт мы позаимствовали у наших коллег из Федерального Собрания. У них существует так называемая региональная неделя, когда сенаторы и депутаты Госдумы работают в регионах. Если говорить о нашем опыте, то муниципальная неделя оказалась очень удобной. Теперь все муниципальные власти, областное правительство, губернатор будут учитывать, что в эти дни депутаты работают в территории, в том числе и депутаты, которые работают в областном парламенте на освобожденной основе. Депутаты не должны сидеть в кабинетах, их задача – работать в территориях и, по возможности, решать оперативные вопросы на местах, представлять государственную власть.
– В Заксобрании планируется также проводить Дни муниципальных образований. Как будут проходить такие встречи?
– Эту идею мы также взяли у Федерального
Собрания, там проводятся Дни регионов. Были и Дни Иркутской области в Совете
Федерации, в результате чего появилось наполненное деньгами постановление
Совфеда. Эту практику мы перенесли на
региональный уровень, чтобы на площадку Заксобрания приезжали представители
муниципалитетов и подробно рассказывали о том, что происходит в территории.
Надеемся, что приедут коллективы художественной самодеятельности, народные
промыслы, передвижные выставки. Но главное все-таки – вникнуть во все проблемы
каждого муниципалитета.
Итогом обязательно должны быть конкретные результаты: поручения в постановлении Законодательного собрания с поддержкой правительства и губернатора.
– Какую конкретно поддержку может получить муниципалитет от областного парламента?
– Во-первых, помощь можно получить через депутатские поправки и инициативы. Своими поправками мы каждый год убеждаем правительство, и спасибо за поддержку губернатору Игорю Кобзеву, что на эти инициативы выделяют деньги. В частности, увеличивается финансирование таких программ, как «Есть решение» и «Народные инициативы».
Это крайне важно, когда жители сами участвуют в распределении бюджетных средств, а значит, налогов, которые они заплатили.
Во-вторых, помощь муниципалитетам оказывается через региональные программы, в разработке которых участвует Заксобрание, таких, например, как «Школьный учебник», «Доступный школьный стадион». Отмечу: сейчас депутаты недовольны финансовым наполнением последней упомянутой программы, ведь школьный стадион, особенно в небольших населенных пунктах, – это центр притяжения. Будем добиваться изменений.
– При Заксобрании работает Молодежный парламент. Насколько сейчас молодые люди активны в политическом плане?
– Мне кажется, молодежь всегда политически активна и имеет свою точку зрения. Другое дело, в какой форме эта активность проявляется. Важно построить диалог, дать ей возможность открыто высказываться. Такие принципы в работе с молодежью мы формируем при областном парламенте.
Мы один из немногих регионов страны, кто
доверил своему Молодежному парламенту право законодательной инициативы. И
ребята прошлого созыва этим правом пользовались. Мы учим их менять жизнь к
лучшему, а не на кухне рассуждать. Нам важно научить их слушать, слышать,
излагать и формулировать свои идеи, чтобы формировать из них законопроекты.
Ведь через 10-15 лет они будут определять судьбу
региона.
– Одна из самых обсуждаемых всегда тем – дороги. Какие существуют проблемы в дорожной сфере в различных районах области и как они решаются с участием депутатов?
– Самое важное в этой теме – состояние дорог.
По нашим соседям мы увидели, что в Дорожный фонд они направляют дополнительные
финансовые ресурсы, а это позволяет больше капитально ремонтировать и даже
строить новые дороги. Недавно мы сделали парламентский запрос на имя
председателя правительства региона, чтобы дополнительно направлять деньги в
Дорожный фонд из новых источников. Предлагаем отчислять не менее 1 % от
прогнозируемого объема поступлений налога на прибыль организаций, доходы от
использования имущества, входящего в состав автомобильных дорог общего
пользования
регионального или межмуниципального значения, платы по договорам аренды
земельных участков в полосе отвода этих дорог, доходов от платных парковок.
Следующая проблема – автобусные перевозки между населенными пунктами. Депутаты уверены: неэффективные и экономически убыточные маршруты должны получать поддержку из регионального бюджета. Для примера: в Иркутской области дотируется только 5 % от общего числа маршрутов, а в Новосибирской, схожей с нами по дорожной сети, – около 50 %. Понятно, что частник не будет работать себе в убыток. На примере Черемховского района: люди ночуют зимой на автовокзале, потому что нет маршрутки в отдаленный населенный пункт. Тут должна быть ответственность государства. Это будет тема ближайшего полугодия, чтобы в бюджете следующего года такую поддержку максимально предусмотреть.
– Депутаты также контролируют процесс ремонта важных социальных объектов?
– Качество любого строящегося объекта должны проверять структуры, обладающие соответствующими компетенциями. Но мы активно участвуем в контроле капремонта школ, детсадов, благоустройства дворов, скверов.
Бывает и такое, что мы помогаем жителям контролировать качество проводимых работ. Недавно к нам через социальные сети обратилась жительница поселка Средний Усольского района, там люди остались недовольны ремонтом подъездов. Мы объяснили, что работы идут за их счет, значит, они имеют право создать при домах общественные советы, которые будут подписывать или не подписывать акты выполненных работ. Порой жители об этом просто не знают. Это то, что сегодня требуется от депутатов всех уровней: встать на сторону людей.
– В начале июня депутаты на собственном опыте оценили состояние сельских дорог, проехав школьным маршрутом. Как прошел эксперимент?
– Мы проехали с депутатами по школьному маршруту, который проходит вокруг села Парфеново в Черемховском районе. Здесь нужно развозить больше 100 детей из 11 деревень. Мы попробовали, как чувствуют себя дети в этой дороге в школу. Иначе как сотрясением мозга эти поездки назвать нельзя. И такое состояние дорог во многих муниципалитетах области.
Предлагаем министерству транспорта и дорожного строительства Иркутской области ввести приоритет при определении финансирования ремонтных и строительных работ. В первую очередь учитывать школьные маршруты и направления, по которым ездят машины скорой помощи.
– Обсуждается в парламенте и проект единого электронного проездного билета для жителей региона. Какова его судьба?
– К сожалению, в Иркутской области до сих пор нет единой социальной карты, этакого платежного инструмента, с помощью которого можно пользоваться социальными льготами. Мы в этом вопросе отстаем от очень многих регионов и уже много раз указывали на эту проблему. Для решения вопроса нужно подключать Минцифры Иркутской области, поднимать его на приоритетный уровень. В других регионах проект уже реализован, что называется, бери и делай.
– Известно, что депутаты большое внимание уделяют сфере среднего профессионального образования (СПО). А есть ли спрос на рабочие специальности?
– Мы сейчас стоим на пороге новой промышленной индустриализации. Все установки, которые дает президент страны Владимир Путин, направлены на создание новых производств и на импортозамещение. А это не только технологии, но и кадры. И спрос в этой сфере на выпускников огромный.
Три года назад мы с коллегами-депутатами поняли, что училища и техникумы обделены вниманием. Тогда при поддержке правительства разработали концепцию развития СПО.
Губернатор поддержал инициативу, и мы в трехлетнем бюджете увеличили ассигнования на СПО с 500 миллионов до 1,5 миллиарда. Средства идут на ремонт общежитий и учебных корпусов, обновление материально-технической базы. Например, в Усть-Орде достраивается корпус общежития медицинского колледжа. Это важно, потому что, когда девочки из деревни приезжают учиться на медсестру в Иркутск, они не возвращаются обратно. А ведь в тех ФАПах, которые мы строим, нужно кому-то работать.
В общем, мы сработали на опережение, и когда президент дал указание предусмотреть средства на поддержку среднего технического образования, у нас уже было все готово: Иркутская область одна из первых подала документы на участие в программе, и сегодня в регион поступают федеральные деньги.