14 ноября на заседании постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству и муниципальной собственности в Думе Братска представитель комитета по управлению муниципальным имуществом рассказала о ситуации с новыми троллейбусами.
Напомним, в 2023 году по программе «Чистый воздух» нацпроекта «Экология» в Братск прибыли 45 троллейбусов, из них: один троллейбус из Минска, 11 троллейбусов «Горожанин» из Уфы и 33 троллейбуса «Авангард» из Вологды.
Практически все троллейбусы потребовали доработок в той или иной степени. Самым надёжным оказался троллейбус белорусского производства, самыми ненадёжными – вологодские «Авангарды».
В итоге из новых машин сейчас технически неисправны пять (все они из Вологды), один троллейбус (из Уфы) попал в ДТП – повреждения не фатальны, машина ремонтируется, и один троллейбус сгорел 15 января нынешнего года на разворотной площадке у проходной БЛПК. Пожар начался после короткого замыкания в кабине водителя. Никто не пострадал. Эта машина на линию вышла в октябре. Сгоревший троллейбус был одной из 33 машин, поступивших в Братск в 2023 году по госконтрактам с ТД «Транс-Альфа» из Вологды.
Всего новых троллейбусов на линии сейчас – 38. Как в частных разговорах отмечают специалисты Братского троллейбусного управления, проблема в том, что спроектированы новые троллейбусы, наверное, менеджерами по продажам, а не инженерами. Много вопросов вызывают как некоторые технические решения, так и применяемые узлы, порой непригодные для ремонта, и материалы, из которых они собраны.
Как рассказала и. о. председателя комитета по управлению муниципальным имуществом городской администрации Юлия Вострова, закупить все троллейбусы в Белоруссии не позволил пресловутый закон «О госзакупках» (ФЗ № 44). Поскольку проводился аукцион, где торговый дом «Транс-Альфа» (г. Вологда) предложил наименьшую цену, белорусские производители просто не стали принимать в нем участие.
Исполняющая обязанности председателя КУМИ
сообщила, что сейчас идут судебные разбирательства. Какая-то часть средств уже
поступила в бюджет города – это пени, взысканные за нарушение срока поставки,
но более значительная часть ещё ждёт судебного решения. Например, в августе
КУМИ направил три исковых заявления в суд на сумму почти девять миллионов
рублей, судебное заседание должно состояться в ноябре. Арбитражный суд также
вынес решение о взыскании почти одного миллиона рублей с ответчика по иску
Братского троллейбусного управления, сейчас этим занимаются судебные приставы.
25 сентября администрация города обратилась к председателю Следственного
комитета с просьбой привлечь к ответственности тех, кто поставил в город небезопасные трол-
лейбусы.
Депутат Андрей Аксютин отметил, что у торгового дома «Транс-Альфа» судебных тяжб уже на полмиллиарда рублей.
– Мы писали заявления в Следственный комитет, проанализировали и судебные разбирательства. Сейчас разбираются и взыскивают пени Санкт-Петербург, Чита, там тоже были случаи возгорания троллейбусов. Но мы не застрахованы от их [ТД «Транс-Альфа»] банкротства, – сказала Юлия Вострова.
Константин ГРАЧЁВ