Свежие новости

БРАТСК ПОПАЛ В «ТЕМУ НОМЕРА» ЖУРНАЛА «ОГОНЁК»
Новости

БРАТСК ПОПАЛ В «ТЕМУ НОМЕРА» ЖУРНАЛА «ОГОНЁК» 

СТРАНА ГОТОВИТСЯ К 45-ЛЕТИЮ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ

02.07.2019

Вчера в журнале «Огонёк» в рубрике «Тема номера» был опубликован большой аналитический материал московского фотографа и журналиста Александра Ведерникова, посвященный строительству БАМа. И Братск попал в «тему», конечно, не случайно — прямо по плотине Братской ГЭС проходят пути Байкало-Амурской магистрали. Многие и сейчас считают этот железнодорожный отрезок одним из самых зрелищных, и с этим трудно не согласиться. Гидросооружение входит во все учебники мировой гидроэнергетики, а в шестидесятые годы оно было эталоном инженерной мысли и восхищало многочисленные зарубежные делегации и весь политбомонд Советского Союза.

В конце апреля Александр Ведерников проездом по магистрали от Тайшета до дальневосточной Советской Гавани остановился в Братске. Планировал на один день, а получилось на три – бамовские традиции в городе сохраняются и чтятся не меньше, чем в Звездном, Магистральном и Тынде… В Правобережном округе до сих пор живут семьи бывших строителей Всесоюзной ударной комсомольской стройки. «Бамовка» Лариса Разуваева возглавляет городской совет ветеранов БАМа. Одним словом, в Братске есть кому вспомнить об этой грандиозной стройке семидесятых годов.

Для самого автора это было большое и нелегкое путешествие длиною в полтора месяца, итогом которого стали «путевые заметки» и высокохудожественные профессиональные фотографии про сегодняшний, вчерашний и позавчерашний БАМ. Сначала Александр выкладывал их в социальных сетях, и они получали огромное количество одобрительных комментариев, и вот теперь все эти наблюдения «вылились» на бумажные страницы знаменитого цветного еженедельника. «Понадобилось 40 дней, с апреля по май, чтобы пересечь по БАМу шесть субъектов федерации – Иркутскую область, Республику Бурятия, Забайкальский край, Республику Саха (Якутия), Амурскую область, Хабаровский край. Насколько удалось почувствовать настроения людей, которые все это строили, выяснить, что дала стройка века им и их детям, а также понять, ощущают ли в этих далеких от Москвы краях второе дыхание магистрали, — судить читателю. Вот заметки о том, что показалось главным», — пишет Александр Ведерников. И надо сказать, что его заметки не отличаются глянцем. Правда жизни по итогам великого государственного проекта оказалась безрадостной.

«Звездный. Первый депрессивный населенный пункт на БАМе, который я вижу… На прокладку вторых путей БАМа берут приезжих: им не надо платить северные… В поселке несколько кирпичных домов, часть из них не достроены: стоят без окон, без дверей, их разбирают по кирпичику…».

«Построены огромные красивые вокзалы, а с поезда на перрон выходит два-три человека. Брошены и разрушаются клубы, поликлиники, детсады…».

«Пятиэтажки знаменитой «122-й серии» посреди одноэтажных бараков. Это самострой по типу «нахаловки», но люди прожили в них 30-40 лет, имеют прописку…».

«…коммунизм на БАМе закончился со смертью его «главного строителя» Леонида Брежнева. С середины перестроечных 1980-х начался закат БАМа: к 1990-му он дожил до талонов на муку, сахар, крупу, сигареты, спички…».

Автор публикации задается риторическим вопросом: неужели в скором времени БАМ обретет второе дыхание? «Ведь в 2013 году президент РФ провел совещание по развитию БАМа и Транссиба. Амбициозные планы проекта «БАМ-2» предполагают строительство вторых путей по всей магистрали, возведение мостов и прокладку тоннелей-дублеров, расширение разъездов, модернизацию и строительство новых депо и сортировочных депо».

БАМ отмечает юбилей. И вместе с ним свою молодость вспоминают бамовцы, которые бывшими не бывают. Все они уже в возрасте, многие нажили себе болезни, ведь они строили магистраль в суровых сибирских условиях и не думали о себе. Будет ли у большой национальной идеи Советского Союза счастливый конец, покажет время и такие энтузиасты журналистики, как Александр Ведерников…

Ирина ЛАГУНОВА

Похожие статьи