Свежие новости

ЧТОБЫ БЫТЬ ВОСТРЕБОВАННЫМ, УЧИТЬСЯ НАДО ВСЮ ЖИЗНЬ
На ВВУ-8 с технологом Ксенией Шлепкиной
Новости

ЧТОБЫ БЫТЬ ВОСТРЕБОВАННЫМ, УЧИТЬСЯ НАДО ВСЮ ЖИЗНЬ 

Ведущий инженер по наладке и испытаниям службы автоматизации филиала Группы «Илим» в Братске Александр Фёдоров удостоен
награды генерального директора

Александр Фёдоров работает на участке по наладке и испытаниям — интеллектуальном центре службы автоматизации. Коллектив объединяет 20 ведущих инженеров. Географически все находятся в разных подразделениях. Александр, например, — на технологической электростанции, курирует производство по регенерации и энергетике, но по необходимости может оказаться на любом другом.
На крупных технологических объектах комбината применяется система Valmet DNA — единая система автоматизации для всех функций: процессов, приводов, средств контроля качества. На более мелких — флотатор на очистных сооружениях, участок механического обезвоживания осадка — используют локальные контроллеры (устройство управления в электронике и вычислительной технике) Siemens.
— Благодаря сетевым технологиям работать стало проще, — рассказывает Александр Фёдоров. — Все системы управления находятся в общей сети, с рабочего места можно подключиться к любой. Подключившись, выясняешь, что случилось, проводишь первоначальную диагностику. Если устранить неисправность удалённо не удаётся, идёшь на объект. При этом понимаешь, какое именно резервное оборудование и инструмент потребуется

ЧТОБЫ БЫТЬ ВОСТРЕБОВАННЫМ, УЧИТЬСЯ НАДО ВСЮ ЖИЗНЬ
Александр Фёдоров

ПРОФИ ПО PROFIBUS
Одно из наиболее значимых профессиональных достижений Александра — участие в модернизации сети ProfiBus. После пуска новой хвойной линии обслуживание сети перешло в зону ответственности службы автоматизации. Посредством сети на потоке управляют всеми электродвигателями, насосами… ProfiBus связывает частотные преобразователи, интеллектуальные пускатели, которые запускают и останавливают, регулируют скорость электродвигателей. На «хвое» самая обширная сеть, объединяет около 500 таких устройств.
— Сеть очень чувствительна к качеству монтажа, поэтому надо строго следовать инструкции, — поясняет ведущий инженер. — Но отклонения все-таки были, и они приводили к простоям оборудования. Неисправность на одном участке сети останавливает несколько электродвигателей, которые по блокировкам ведут к отключению других. В итоге — останов производства на несколько часов.
Требовалось повысить надёжность и обеспечить бесперебойную работу сети. Стали думать, как. Вначале заменили большое количество соединителей ProfiBus. На следующем этапе модернизировали топологию сети: с помощью оптических преобразователей разбили сеть на большее количество сегментов с меньшим количеством устройств в каждом. Выход из строя небольшого сегмента уже не приводил к останову оборудования всего цеха, и можно было быстрее диагностировать участок сети. В результате отказы сократились до минимума. Это позволило избежать потери готовой продукции на семь миллионов рублей.
В сентябре 2019-го Александр Фёдоров вместе с коллегами из службы автоматизированного электропривода помог соседям из Усть-Илимска. Проблема также заключалась в сети ProfiBus, смонтированной в новом древесно-подготовительном цехе. В одном из сегментов происходило отключение, что приводило к останову цеха. Между тем, коллектив находился на грани выработки запасов щепы. Целлюлозное производство могло остаться без основного сырья. Надо было срочно найти причину и решение.
— В Братске для диагностики и поиска неисправностей мы закупили специализированное оборудование — тестер сети ProfiBus, — рассказывает ведущий инженер. — Прибор взяли с собой. Изучили проектную документацию, подключились к сети, нашли участок, где была неисправность. После этого договорились с руководством об останове производства. В итоге на одном из устройств нашли плохой контакт сигнального кабеля. Зачистили его, подсоединили, как должно быть, повторно диагностировали — неисправность ушла. По просьбе коллег написали мероприятия по повышению надёжности, в том числе рекомендовали приобрести такой прибор

ЧТОБЫ БЫТЬ ВОСТРЕБОВАННЫМ, УЧИТЬСЯ НАДО ВСЮ ЖИЗНЬ
Сергей Петухов

ПУСКОНАЛАДКА КАК ВОЗМОЖНОСТЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ
При модернизации любого производства инженеры АСУТП, как правило, входят в рабочую группу. Так было на хвойном потоке, содорегенерационном котле № 11. Не стала исключением вакуум-выпарная установка № 8 (ВВУ-8). Только на те объекты приезжали специалисты компании-производителя. На ВВУ-8 из-за коронавируса такой возможности не было: все функции специалистов Valmet Automation взяли на себя инженеры АСУТП. Конечно, с производителем оборудования регулярно общались по скайпу. Но не обошлось без сложностей технического перевода, где-то было недопонимание. В Швеции специалисты узкой направленности: по насосам, по трубопроводам. У нас — универсальные.
— Мне необходимо знать технологию, чтобы правильно понимать, в какой последовательности запускается оборудование, при необходимости внести грамотные изменения в алгоритм работы, — убеждён Александр Фёдоров. — Чтобы диагностировать неисправность датчика, нужно знать, как работают КИП, то есть, как сигнал с датчиков доходит до наших плат, преобразуется и поступает на экран оператору. Пусконаладка — это хорошая возможность экспериментировать, отрабатывать режимы, регламенты, чего не сделаешь на работающем объекте. Плюс это полезное практическое обучение.
А учится он охотно. Говорит, живём в такое время: чтобы оставаться востребованным, на гребне прогресса, учиться необходимо всю жизнь. Вот и в эти дни проходит курс «Инсталляция и конфигурация АСУ ТП Valmet DNA». Из-за пандемии — дистанционно. Зато преподаватель знакомый: у него в Петрозаводске, на базе госуниверситета, Александр был уже дважды, учился по другим актуальным направлениям.
— В процессе эксплуатации оборудования или пусконаладки всегда возникают проблемы, нюансы, — рассуждает ведущий инженер. — Поэтому всегда есть области для более углубленного изучения. А в «Илиме» есть все возможности для того, чтобы учиться, развиваться, совершенствовать навыки, приобретать новые.
К слову, Александр уже неоднократно выступал в роли консультанта-наставника. Ему достаточно один раз поговорить с новичком, чтобы сделать вывод об уровне профессиональных знаний. Основываясь на этом, понимает, где силён новенький, а в чем нужно подтянуть. Говорит, обучая других, систематизируешь собственные знания, раскладываешь их «по полочкам».
Александру нравится, чем он занимается: интересно самому разобраться в системе, пощупать руками. По душе работа специалиста, не обременённая административной нагрузкой. Тем не менее, Александр Фёдоров постоянно замещает начальника участка, находится в резерве руководителя. А ещё он никогда не говорит «я», «мне», «меня». В основном в среднем роде: «замечено», «выявлено», «устранено». Потому что для него важен сам результат, а не кто его достиг. Но на таких и держится служба.
Сергей Петухов, руководитель службы автоматизации – главный метролог филиала в Братске:
— Александр Фёдоров — один из тех специалистов, на кого опирается наша служба. Мы его очень ценим. Пожалуй, нет ни одной неисправности, с которой он не смог бы разобраться. Участок Александра — технологическая электростанция и производство по регенерации и энергетике в целом, но он часто бывает и на других, помогает устранять возникающие нюансы.
Сегодня у нас нет инженеров узкой направленности: инженеров-электроников, инженеров-программистов. В основном это специалисты широкого профиля и должны, по сути, разбираться во всем: в системах АСУТП, программно-логических контроллерах (PLC), в приборах КИПиА, в том числе в сложных анализаторах физхиманализа. Александр именно такой специалист, владеет знаниями во всех сферах. У него огромнейший опыт инженерной работы.
Александр быстро осваивает новое сложное оборудование. Если поломка происходит впервые и на месте трудно понять причину, он, как правило, оказывается среди тех, кто способен сделать это сразу. При всем том — продолжает учиться, и всегда с желанием, интересом. У нас от производителя Valmet порядка 19 курсов, начиная с базового. Очень скоро Александр будет готов выйти на уровень эксперта и собирать системы сам. В нашем деле это высший пилотаж.

Марина МАЛЫГИНА
Фото Валерия Павлова

Похожие статьи