Свежие новости

20 Апр 2025
ДЕНЕГ, КОТОРЫЕ ВЫДЕЛЯЕТ ОБЛАСТЬ  НА ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, НЕ ХВАТАЕТ
Новости

ДЕНЕГ, КОТОРЫЕ ВЫДЕЛЯЕТ ОБЛАСТЬ НА ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, НЕ ХВАТАЕТ 

ДЕНЕГ, КОТОРЫЕ ВЫДЕЛЯЕТ ОБЛАСТЬ  НА ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, НЕ ХВАТАЕТ

11 марта на заседании постоянной депутатской комиссии по вопросам правовой и социальной защиты населения был поднят вопрос об обеспечении бесплатным питанием школьников.

Для понимания ситуации надо пояснить, что в Братске бесплатно питаются несколько категорий школьников – это учащиеся начальных классов, дети из многодетных и малоимущих семей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, имеющие статус инвалидов, и дети, находящиеся на полном государственном обеспечении. Это практически 50 % от всех школьников Братска – 13 692 человека.

Конечно, в реальности бесплатно ничего не бывает. Как рассказала председатель комитета по образованию администрации Братска Оксана Ефимова, в 2021 году на питание было потрачено 184 млн рублей из областного и федерального бюджетов, из них 17 млн рублей – из городского бюджета;  в 2024 году –  206 млн рублей, из них  23,4 млн рублей –  из городского бюджета, а  в 2025 году прогнозируется, что траты составят 236 млн рублей и, соответственно, 28 млн рублей из городского
бюджета. 

При этом сегодня стоимость одноразового приёма пищи составляет 104 рубля для возрастной группы 7-11 лет и 120 рублей – для детей от 12 лет и старше. Стоимость двухразового питания –  соответственно 178 рублей и 201 рубль.

ДЕНЕГ, КОТОРЫЕ ВЫДЕЛЯЕТ ОБЛАСТЬ  НА ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, НЕ ХВАТАЕТ

Есть, правда, один нюанс. В своё время в Братске было принято решение отдать школьное питание сторонним организациям (на условии безвозмездной аренды пищеблока и оборудования), и аутсорсинг реально экономил городской бюджет и давал работу предпринимателям. До сих пор сегодня  в сорока школах Братска работает 11 индивидуальных предпринимателей и ООО «Школьное питание», и они, как и прежде, экономят бюджет, но это бюджет области, и эта экономия предпринимателям невыгодна.

То есть, например, в Усть-Куте работники столовых включены в штат школы и получают зарплату как школьные работники – за счёт областных субвенций.

За счет бюджета региона делается ремонт в пищеблоке и оплачиваются коммунальные услуги, в Братске же индивидуальный предприниматель делает ремонт самостоятельно, а его работники получают зарплату из доходов ИП. Но доходов, в сущности, нет, поскольку нельзя сегодня накормить ребёнка на 104 рубля и на эти же деньги поддерживать производство.

– Одинаковая для всех расчётная стоимость бесплатного питания в Иркутской области в настоящее время создаёт неравные условия для муниципалитетов, в которых работники пищеблока содержатся за счет субвенции на образование (там, где работники пищеблоков входят в штат школьных сотрудников – прим. авт.), и муниципалитетов, которые заключили договоры с предпринимателями, – сообщила Оксана Ефимова.

Депутат городской Думы Георгий Любенков, будучи ещё депутатом Законодательного собрания, по обращению городских депутатов занимался этой проблемой.

– Надо понимать, что здесь страдает само качество питания, которое наши дети получают в школах. Поскольку все свои издержки, в частности, на зарплату сотрудников пищеблоков эти учреждения-организаторы питания покрывают все из тех же  средств, которые область выделяет исходя из расчетной стоимости питания каждого школьника в день, помноженного на количество дней питания. И формула расчета питания, которую применяет правительство области, эти дополнительные расходы не учитывает, – сказал Георгий Любенков.

Представитель предпринимателей рассказала на депутатской комиссии о том, что   сегодня стоимость продуктов не выдерживает критики.

– Говядину мы совершенно не даём на протяжении многих лет, у этого мяса космическая цена. Что такое сегодня 104 рубля? Это два раза проехать в транспорте. А наши работники к 4 утра приходят на работу, чтобы успеть всё приготовить. Надо же подумать о детях, мы же живём на Севере, и вдобавок не в самой лучшей экологии. Соки мы совершенно не даём. Обидно за свою работу и за своих детей. Картофельное пюре сегодня стоит 32 рубля 150 грамм, из чего это складывается? Это стоимость картофеля от 47 до 50 рублей, норма очистки на картофель – 40 %. Чтобы приготовить 150 грамм пюре, мне нужно заложить в котёл 250 грамм по весу брутто, умножьте на  50 рублей, что получается? Чай – 5 рублей, 32 рубля – картофельное пюре, 7 рублей – батон (40 грамм), хлеб, и 50 рублей остаётся на второе горячее блюдо, где мы должны дать или рыбу, или мясо, или печень. У нас катастрофа с кадрами. Сейчас у нас идут плановые проверки по общественному питанию. Скажите, почему я должна получать штраф за то, что не могу обеспечить детям полноценное питание с учётом натуральных норм? Почему? То, что я не могу выполнить натуральные нормы, дать детям достаточное количество белка и всего остального, что необходимо, это действительно наносит вред, – рассказала предприниматель.

– Вопрос необходимости включения в расчёт кроме стоимости продуктов питания ещё и наценки неоднократно поднимался мэром Братска, заместителем мэра города по социальным вопросам и остаётся актуальным на сегодняшний день. Введение наценки позволит школам обеспечить качественное сбалансированное питание школьников, – отметила Оксана Ефимова.

– Можно, конечно, снова выйти от Думы нашего созыва на областное правительство с просьбой  повторно рассмотреть вопрос введения в формулу расчета питания торговой наценки, но боюсь, что результат получим тот же самый, то есть никакого. Хотя попробовать можно, еще раз тщательно продумать аргументы и снова  все наглядно обосновать расчетами, – сказал Георгий Любенков. – Я предлагаю попробовать решить этот вопрос другим способом –  через законодательную инициативу по внесению изменений в действующий областной закон «Об обеспечении бесплатным питанием обучающихся общеобразовательных организаций в Иркутской области». Статьей 7-й этого закона предусмотрено, что расчетная стоимость питания устанавливается правительством Иркутской области дифференцированно, в зависимости от ряда условий (кратности питания и  места расположения общеобразовательных организаций –  в районах Крайнего Севера, приравненных к Крайнему Северу или в других местностях). В качестве дополнения к  этим условиям, которые влияют на формулу расчета питания, предлагаю добавить слова:  «а также  в зависимости от формы организации питания». То есть нужно предусмотреть повышающий коэффициент для  стоимости питания в тех школах, где питание организовано посредством заключения договоров с предпринимателями.

По мнению депутата, этот коэффициент можно  просчитать и предложить правительству. При этом надо напомнить, какую сумму, например, Братск экономит областному бюджету, выведя сотрудников пищеблоков из штата образовательных учреждений.

С такой инициативой может выступить либо Дума Братска, либо действующий депутат Заксобрания.

На комиссии было принято решение  поручить администрации города подготовить экономическое обоснование размеров коэффициента и его введения.

Кирилл БАКУРКИН, фото автора

Похожие статьи