Свежие новости

25 Апр 2024
Факт

ДЕПУТАТ ДУМЫ БРАТСКА ИГОРЬ БОБКОВ: «СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ И МАСШТАБНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВ НЕ ОСТАВЛЯЕТ ШАНСОВ ДЛЯ СПЕКУЛЯЦИЙ НА ТЕМУ ЭКОЛОГИИ» 

28.03.2019

Игорь Витальевич Бобков по специальности «инженер-металлург». Имеет три высших образования. В 1994 году окончил Братский индустриальный институт, в 1999 году – Иркутский государственный университет, в 2008 году — Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова по программе «Деловое администрирование. Производственные системы». Родился в Братске в 1970 году. Сегодня он работает директором литейного производства в ПАО «РУСАЛ Братский алюминиевый завод». С 1996 по 2006 год прошел путь от литейщика цветных металлов до старшего мастера литейного отделения. В 2014 году стал депутатом городской Думы VI созыва. Входит в состав трех постоянных депутатских комиссий – по экологии, по городскому хозяйству и муниципальной собственности и в комиссию по бюджету, налогам и финансам. Игорь Бобков рассказал корреспонденту газеты «Знамя» о том, как сегодня решаются вопросы экологического контроля на БрАЗе и какие задачи в плане снижения экологической нагрузки на город ставит перед собой руководство завода.

— Игорь Витальевич, в последние годы промышленные предприятия Братска, в том числе и Братский алюминиевый завод, огромное внимание уделяют модернизации производства. Вероятно, эта практика будет продолжена.

— В этом нет никаких сомнений. Такая работа проводится давно и будет проводиться всегда – это необходимый элемент развития предприятия. Сегодня мы видим реальные затраты на модернизацию производств, их показывает и компания РУСАЛ, и Группа «Илим», все эти данные в открытом доступе, их никто не скрывает. Кроме этого, мы прекрасно видим изменения и понимаем, что ситуация в городе становится другой. БрАЗ регулярно приглашает депутатов городской Думы на выездные комиссии. Последний пример на алюминиевом заводе – открытие седьмой газоочистки 1 февраля этого года. На такие мероприятия мы приглашаем не только депутатов, но и общественников, представителей городской администрации, природоохранную прокуратуру. Каждый лично может увидеть, как было и как стало. И все понимают, что каждая следующая газоочистка более совершенна и модернизирована по сравнению с предыдущей. Более того, последняя газоочистная установка была построена с применением собственных разработок РУСАЛа, потому что мы не хотим зависеть от импортных поставок. Тем более, в период санкций. Кстати, в какой-то степени это было стимулом к тому, чтобы внедрять в производство собственные разработки. Мы готовы не снижать темпов переоборудования, но, к сожалению, существуют некоторые объективные моменты, которые сдерживают нас в работе. В том числе, это касается работы подрядчиков, которых очень сложно нанять из-за отсутствия профессиональных кадров. Мы даже не столько финансово ограничены в модернизации газоочисток, сколько ограничены отсутствием рабочих-профессионалов. Это издержки современной профориентации. И они касаются не только нашей сферы, но и в целом многих отраслей экономики. Тем не менее, мы двигаемся вперед, постоянно модернизируем газоочистное оборудование и, надо сказать, что желающим спекулировать на теме экологии с каждым годом становится все сложнее.

— В последнее время отношение к вопросам экологии в Братске все-таки меняется, и по значимости они уже уходят с первого места, как это было раньше. Вы с этим согласны?  

— Сегодня объективности в вопросах оценки негативного влияния промышленных предприятий на окружающую среду становится больше. До недавнего времени особенно «заинтересованные» люди упускали из вида, что кроме крупных промышленных предприятий, влияющих на экологию, есть еще и другие источники загрязнения. Я имею в виду автотранспорт — у нас в городе с каждым днем прирастает количество единиц автомобильного транспорта. Это существенный момент, по этому поводу тревогу бьют и ученые. Недавние исследования показали, что автотранспорт входит в первую тройку загрязнителей. Есть и другие причины, которые ухудшают экологию города.

— Считаете ли вы, что обострения по экологическим вопросам могут быть надуманными?

— Мне приходилось с этим сталкиваться, и может быть, именно по этой причине в статусе депутата городской Думы я и вошел в комиссию по экологии. Я хочу, чтобы люди не передергивали информацию и не уводили в сторону истинное положение дел в экологии, преследуя свои интересы. Я представляю промышленную группу РУСАЛ, и эту тему хорошо знаю.

Мой выбор вполне логичен, поскольку Братский алюминиевый завод относится к числу крупнейших промышленных предприятий города. Что касается работы в комиссии по экологии, то, на мой взгляд, обострение по этим вопросам действительно больше надумано. Хотим мы этого или не хотим, но мы живем в промышленном городе, и надо это признать. В шестидесятые годы БрАЗ и БЛПК были стройками государственного масштаба. Люди приезжали сюда со всех уголков страны, работали самоотверженно и даже совершали подвиги. Получали высокие награды, об этом нельзя забывать и это нельзя списывать со счетов. Сегодня кто-то позволяет себе говорить о том, что все это было неправильно – и заводы не там построены, и город разбросан по огромной территории. Хотелось бы спросить: а что должны чувствовать те люди, которые возводили город, отдавали за него свое здоровье, трудились в суровых условиях? Кем они должны сейчас себя почувствовать?

На мой взгляд, попытка разыграть эту ситуацию – обычный политический популизм. Ну очень уж простая монета разыгрывается, самая легкая и беспроигрышная. Я согласен, что трубы в городе есть, выбросы есть, а кто-нибудь может попробовать сделать так, чтобы этого было меньше? Я всегда, всю свою производственную деятельность был техническим специалистом, и я очень хорошо знаю, что такое промышленное предприятие и каковы результаты его деятельности. Мы должны четко понимать, чего мы хотим для себя. Или мы хотим жить на абсолютно курортной территории, или мы понимаем, зачем сюда приехали наши родители и зачем они строили производства. Они ведь были горды тем, что в глухой тайге возводили производственные площадки и выдавали родине материал стратегического назначения. Вот поэтому для того, чтобы объяснять все это людям и своим коллегам, я обязательно хотел войти в комиссию по экологии. Никаких спекуляций на тему экологии у нас в городе не должно быть. Мы должны объяснять жителям Братска, как все есть на самом деле. Как технический специалист, я вижу и прекрасно понимаю, сколько средств вкладывается в совершенствование газоочистных сооружений и на БрАЗе, и на БЛПК. Мир меняется стремительно и, к сожалению, при строительстве заводов эти газоочистные сооружения были на порядок хуже, чем сейчас. Если сравнивать сегодняшние газоочистные сооружения и те, которые были шестьдесят лет назад, то это все равно, что сравнивать деревянные счеты и калькулятор.

— Игорь Витальевич, как вы оцениваете работу комиссии по экологии в этом созыве городской Думы?

— На мой взгляд, постоянная депутатская комиссии по экологии за прошедшие пять лет вместе с городской администрацией сделала многое. Очень важное, значительное событие – такого раньше не было – город подошел к многогранной большой программе по усовершенствованию экологической составляющей. Без постоянного участия и внимания городской власти к теме экологии Братск мог бы и не попасть в нее. Ключевое участие в реализации этой программы ложится, конечно, на плечи крупных промышленных компаний, таких, как Группа «Илим» и РУСАЛ. Это те компании, которые вносят наибольший вклад в улучшение экологической обстановки. Как я уже говорил, ПДК по экологии постоянно выезжает на производственные площадки. Мы, конечно, смотрим все на месте. Но нельзя забывать, что у нас есть еще и природоохранная прокуратура, которая в этих вопросах понимает гораздо больше, чем те, кто не имеет специальной подготовки. И при необходимости природоохранная прокуратура всегда найдет рычаги воздействия на нарушителей. Возможностей у нее гораздо больше, чем мы иногда думаем.

— Расскажите, в каких еще постоянных депутатских комиссиях вы работаете и почему выбрали именно их?

— С самого начала работы городской Думы я выбрал для себя две комиссии. Конечно, по понятным причинам — я их уже объяснил, я не мог не войти в комиссию по экологии. Вторая комиссия – по городскому хозяйству и муниципальной собственности. Мне также не безразлично, что происходит в сфере городской экономики. В дальнейшем я решил войти в еще одну комиссию – по бюджету, налогам и финансам.

— Хватает ли у вас времени, как у депутата городской Думы, на полноценную работу в двух других комиссиях?

— Я бы не стал работать в трех комиссиях, если бы заранее не понимал, что мне предстоит. Работа в комиссии по бюджету сложная, но все-таки рутинная. Приходится вникать в огромное количество бюджетных документов. Что касается комиссии по горхозу, то это те вопросы, с которыми мы в жизни сталкиваемся практически ежедневно. Наши избиратели в первую очередь интересуются состоянием дорог, благоустройством и т.д. Если смотреть в целом, то есть краткосрочные проблемы, которые требуют внимания прямо сейчас, а есть долгосрочные, которые решаются на перспективу, причем заниматься ими тоже нужно безотлагательно. Если говорить о краткосрочных вопросах, то это, конечно, переселение. Программа двигается, она исполнялась и в 2018 году, исполняется в 2019-ом. Отчасти ее реализация идет тяжело, есть финансовые проблемы. Город сталкивается с тем, что нужно что-то делать с земельными участками, которые остаются после сноса старых домов. Как минимум эти площадки должны быть заняты под зеленые насаждения. Долгосрочная проблема – это городские коммунальные сети, которые находятся в ведомстве Водоканала. Я считаю, что нашему городу везет еще хотя бы в том, что он молодой. Но даже при этом 80% городских сетей уже требуют замены. ДГИ, конечно, пытается что-то делать, каким-то невероятным образом с этим справляется, но проблема очень серьезная и требует вмешательства. На замену сетей требуются огромные денежные суммы, которые не под силу городскому бюджету.  

— Игорь Витальевич, давайте вернемся к вопросу по освобождению площадок после сноса ветхих домов. Проблема ведь заключается в том, что деньги на снос и благоустройство этих площадок изначально не были заложены в федеральной программе по переселению.  

— Да, в итоге это ложится на плечи муниципалитета, на бюджет города, в котором на эти цели также нет денег. То, что это переложили на муниципалитеты, я считаю неправильным. Получается, крутитесь, как хотите. Тем не менее, ситуация такова, что муниципалитету все равно приходится этим заниматься, и уже многое, несмотря ни на что, сделано. Возможно, имеет смысл привлекать на эти цели деньги в рамках социального партнерства с крупными предприятиями. Может быть, стоит обратиться к малому бизнесу. Это все обсуждаемо. Не думаю, что кто-то откажет.

— Какие еще проблемы в городском хозяйстве требуют особого депутатского внимания?

— На мой взгляд – это уборка территории города. Обычная чистка, помывка. Мы хорошо еще помним из нашего детства поливальные машины-щетки, которые чистили и освежали улицы. «Щетки» ходили по городу и приводили улицы в порядок, а сейчас такую технику у нас можно по пальцам пересчитать и, конечно, одной-двух машин для города недостаточно. Одними субботниками эту проблему не решить

— Игорь Витальевич, а что вы думаете по поводу парка «Ангарские каскады», который строится по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды», и вокруг которого не так давно разыгрались страсти? И до сих пор эта строительная площадка подвергается критике.

— Я думаю, что сейчас делать какие-то выводы преждевременно. Мне тоже многое не нравилось на первых этапах строительства парка. Я имею в виду, как развивались события. Считаю, что нужно дождаться, когда уже не будет снега, и поговорить об этом ближе к лету. Уверен, депутаты и комиссия по городскому хозяйству к этому вопросу еще вернутся. Не стоит делать скоропалительные выводы по первым шагам. В реализации этого проекта тоже очень много нюансов, и они общефедеральные. Мы, к сожалению, очень часто занимаем позицию обвинения и мало задумываемся о сложностях исполнения. Я уже говорил об этом, но повторю еще раз: с чем мы столкнулись на БрАЗе при постройке газоочистных сооружений? Мы могли бы модернизировать эти газоочистки гораздо быстрее, но существует проблема — отсутствие квалифицированных строителей. Не проблема купить оборудование, проблема найти профессиональные кадры. Точно так же практически во всех городских сферах. В какой-то момент система профобразования дала сбой, рабочие профессии перестали быть престижными и востребованными. Наши вузы готовили специалистов по самым разным специальностям, а рабочие профессии остались за кадром. Это глубокая проблема не города Братска, а всего государства. И, к сожалению, профессиональных рабочих становится все меньше и меньше. Тот институт по подготовке специалистов различного уровня, который у нас был раньше, утрачен. Этому есть разные причины, самая главная – эти профессии малооплачиваемые, и здесь, чтобы исправить ситуацию, тоже нужно принимать решения.

Ирина ЛАГУНОВА

Похожие статьи