Свежие новости

ГЕОРГИЙ ЛЮБЕНКОВ:  ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ  СЛОВОМ, ДЕЛОМ И ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ
Новости

ГЕОРГИЙ ЛЮБЕНКОВ: ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СЛОВОМ, ДЕЛОМ И ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ 

Более пятидесяти лет в России отмечается профессиональный праздник педагогов – День учителя, за которым с 1994 года закреплена ежегодная дата — 5 октября. День учителя — в числе международных и всемирных дней ООН, поэтому в этот день дети и взрослые более чем в ста странах мира поздравили своих наставников с Всемирным днем учителя. О том, что делается на уровне законодательной власти региона для развития образования, для поддержки педагогов, а также о своем сотрудничестве с образовательными учреждениями и педагогами Братска читателям нашей газеты рассказал депутат Законодательного Собрания Иркутской области Георгий Любенков.

Георгий Александрович, как работа депутата областного парламента пересекается с работой образовательных учреждений региона?

Прежде всего, хочу еще раз поздравить всех учителей, педагогов дополнительного образования, системы профессионального и высшего образования с профессиональным праздником, который давно стал всенародным, поскольку у каждого из нас были, или есть и сегодня, учителя. Благодарность к лучшим из них мы проносим через всю жизнь. Мои сердечные поздравления — ветеранам образования, ушедшим на заслуженный отдых. И самые наилучшие пожелания всем вам, дорогие наши учителя, — здоровья, счастья, осуществления всех планов и заветных желаний!
К учителям, к школе всегда относился с большим уважением, более того, среди моих родственников очень много учителей, целые учительские династии, в том числе в Братске. Многим братчанам известна фамилия педагогов Камневых, глава этой династии – мой дядя, Камнев Иван Алексеевич, был директором школы в Порожском, уважаемый и добрейшей души человек. Очень люблю бывать в коллективах детских садов, в этой атмосфере любви и детского счастья, которую удается создать сотрудникам дошкольных учреждений. Говоря о дополнительном образовании, сразу вспоминаю великолепную работу Дворца творчества детей и молодежи г. Братска.
Все вопросы, связанные с развитием образования, поддержкой педагогов, ветеранов образования, считаю для себя приоритетными. И это вполне понятно, потому что наше будущее во многом зависит от того, чему мы научим и как воспитаем нашу молодежь. Сейчас нередко можно услышать, что в нынешних школах учителя «оказывают учащимся образовательные услуги», а воспитывать детей должны родители. Категорически не приемлю этого подхода во взаимоотношениях учитель — ученик. В советские времена образование и воспитание были неразрывно связаны, и учитель не только давал знания, но и воспитывал словом, делом и личным примером, а не просто оказывал «образовательную услугу». К слову сказать, сами учителя понятие «образовательная услуга» тоже не воспринимают. Показателен и тот факт, что при Законодательном Собрании недавно создан Совет по патриотическому воспитанию детей и молодежи, в его состав вошел и представитель нашей фракции.

ГЕОРГИЙ ЛЮБЕНКОВ:  ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ  СЛОВОМ, ДЕЛОМ И ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ
В школе N 1 на заседании творческой гостиной

Вы работаете в Законодательном Собрании уже второй созыв, фактически семь лет, солидный срок. Посредством региональных законов что-нибудь удалось сделать для развития образования и поддержки педагогов в Иркутской области?

Ну, давайте начнем с истории. Вспоминая работу в предыдущем созыве (это 2013-2018 годы), хочу отметить, что начинать мне и моим коллегам-депутатам пришлось с борьбы с исполнительной властью региона за правильность применяемой методики расчета субвенции на среднее общее и дошкольное образование. Проще говоря, та методика, по которой рассчитывалась в 2013-2015 годах потребность средств областного бюджета на заработную плату детских садов и школ, была не вполне корректной. На примере Братска я видел, что финансирование выделялось недостаточное, и обращения письменные в мой адрес поступали от руководства администрации города с просьбой о содействии. Я обратился в Контрольно-счетную палату Иркутской области, нашел там поддержку у председателя КСП Морохоевой И.П., методика расчетов была проверена, и в 2016-м удалось добиться ее пересмотра. Второе, над чем мы в предыдущем созыве поработали – достаточность финансирования и своевременность выплаты заработной платы педагогам в конце года. В результате с 2016 года зарплату за декабрь все работники бюджетных организаций стали полностью получать в декабре. При принятии законов об областном бюджете и его корректировках мы, депутаты, «во главу угла» ставили вопросы достаточности выделяемой субвенции на образование (это средства на оплату труда педагогических работников детских садов и школ и на учебные расходы). Если говорить о Братске, нашей общей с администрацией города победой стало выделение бюджетных средств на завершение строительства детского сада в жилом районе Порожский. Совместно добивались и выделения средств из бюджетов верхнего уровня (федерального и областного) на строительство детского сада в поселке Сухой.
В целом, если говорить о выделении средств из бюджета области на капитальный ремонт образовательных учреждений или, тем более, на капитальное строительство школ и детских садов, где требуется также и финансовая поддержка из федерального бюджета, депутатам Законодательного Собрания, без слаженной работы с администрацией города, без поддержки городской Думы, вопросов не решить. Потому что администрация должна своевременно и правильно подготовить проектно-сметную документацию, будь то капремонт или капстроительство, своевременно получить заключение экспертизы сметной стоимости, пройти рейтинговый отбор заявок на получение средств субсидии, который ежегодно проводит министерство образования, а затем минстрой региона. Городская Дума при принятии местного бюджета должна поддержать решение администрации о выделении средств на софинансирование капремонта или капстроительства, таков порядок, что часть средств на эти цели выделяется из бюджета города. Задача областных депутатов – проследить, чтобы была соблюдена очередность выделения средств из бюджета области в соответствии с рейтинговым отбором, и добиваться при принятии закона об областном бюджете увеличения областных средств, выделяемых на субсидии на эти цели, если мы видим, что выделено недостаточно. При этом, если мы говорим региональному правительству, что нужно на ту или иную государственную программу денег добавить, мы тут же должны предложить, откуда убавить. Вот такая процедура.

ГЕОРГИЙ ЛЮБЕНКОВ:  ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ  СЛОВОМ, ДЕЛОМ И ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ
Из материалов выставки гостиной об истории образования г. Братска (музей школы № 1)

А за два года работы в этом созыве какие проблемы образовательных учреждений региона решали депутаты областного парламента?

С самого начала созыва много внимания уделялось вопросам дифференциации заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе образовательных учреждений. Фактически это было продолжение работы, начатой в предыдущем созыве. В частности, проводя в тот период встречи в коллективах школ и детских садов, мне много приходилось слышать о необходимости проведения дифференциации заработной платы, которая после повышения МРОТ практически сравнялась у педагогов и персонала с меньшей квалификацией. Я тогда написал несколько обращений в правительство, министерство образования Иркутской области. Профильный комитет по социально-культурному законодательству Заксобрания меня активно поддержал, как и многие коллеги-депутаты, к которым поступали аналогичные обращения. Но весь вопрос был в финансировании, поэтому мы настояли на том, чтобы при корректировке областного бюджета 2018 года предусмотреть в полном объеме финансирование на дифференциацию зарплаты работников государственных учреждений, а также межбюджетные трансферты для дифференциации зарплаты в учреждениях, подведомственных органам местного самоуправления. И дополнительные средства на повышение с учетом дифференциации зарплаты были выделены.
Еще один важный вопрос, решение которого назрело давно, — повышение норматива на учебные расходы.

ГЕОРГИЙ ЛЮБЕНКОВ:  ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ  СЛОВОМ, ДЕЛОМ И ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ
На заседании творческой гостиной в школе № 1

На протяжении нескольких лет велась работа с региональным правительством, и в 2018 году на ноябрьской сессии такое решение было принято. Размер норматива на игрушки и учебные пособия на одного дошкольника был увеличен с 500 руб. до 750 руб., на учебные пособия одного учащегося школ – с 1500 до 1700 руб. На втором этапе повышения в новом учебном году размер норматива составил 1000 руб. на воспитанника детского сада и 2000 руб. на одного учащегося школы. Понятно, что и этого недостаточно, учитывая рост цен, поэтому работа по дальнейшему увеличению нормативов будет продолжена.
Два законопроекта, одобренных Законодательным Собранием области, направлены на поддержку будущих педагогов. В мае 2019 года мы приняли законопроект об увеличении дополнительных стипендий студентам-целевикам педагогических и медицинских вузов. Еще через год, с сентября 2020 года, эту меру поддержки будущих педагогов мы законодательно распространили на учащихся (студентов) среднего профессионального образования медицинского и педагогического профиля.
Цель законопроектов — способствовать решению проблем обеспечения педагогическими и медицинскими кадрами учреждений образования и здравоохранения в Иркутской области.

ГЕОРГИЙ ЛЮБЕНКОВ:  ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ  СЛОВОМ, ДЕЛОМ И ЛИЧНЫМ ПРИМЕРОМ
На юбилее школы № 5

Одна из проблем наших образовательных учреждений – нехватка финансирования на капитальный ремонт, а на текущий ремонт тоже средств выделяется недостаточно. И, конечно, давно ждут братчане новую школу в 26-м микрорайоне. Можно ли помочь Братску в решении этих вопросов?

Согласен, что важнейшая задача — финансирование из средств областного бюджета капитального ремонта и строительства образовательных учреждений, однако ее решение в этом году осложнилось в связи со спадом экономики и пандемией коронавируса, потребовавшей значительных дополнительных средств на здравоохранение, на поддержку пострадавших отраслей и предпринимателей. Да еще и в прошлом году многие планы были нарушены в связи с наводнением в Иркутской области, также потребовались огромные средства на устранение его последствий и поддержку пострадавших жителей затопленных территорий. При принятии областного бюджета на 2020 год и на плановый период 2021-22 годов не хватило средств на субсидию Братску на капремонт школы № 15, там требуется сумма более 100 млн руб., а место в областном рейтинге по выделению средств у Братска – под номером 45. Были достигнуты договоренности о возможном решении вопроса при весенней корректировке областного бюджета на 2020 год, но вмешался коронавирус. Теперь эта задача – первоочередная при принятии бюджета на 2021 год, вопрос на контроле. Я эти задачи – по капремонту школы № 15 и строительству школы в 26-м микрорайоне, обозначил как первоочередные в ходе недавно состоявшихся встреч с губернатором Игорем Кобзевым и с председателем регионального правительства Константином Зайцевым, поддержка обещана. Свою работу по этим вопросам проводит с региональным правительством и администрация города. На контроле у меня и решение вопроса строительства школы в Порожском, пока администрацией города ведется необходимая подготовительная работа.
Что касается текущего ремонта, точечно помогал и помогаю отдельным школам и детским садам – приходилось не раз выделять стройматериалы по обращениям руководства учреждений. Раньше была хорошая практика, когда у школ, у детских садов были шефы — крупные предприятия, и они образовательным учреждениям помогали в решении хозяйственных проблем. Неплохо было бы эту практику возродить. Хотя вопрос увеличения средств на текущие ремонты школ и детских садов необходимо решать на региональном уровне для всех образовательных учреждений области. Это тоже одна из задач предстоящего периода. Учитывая, что в этом созыве областного парламента я избран от партии ЛДПР, анализируя проблемы образовательных учреждений г. Братска, работаю по их решению для всей области.

Георгий Александрович, на страницах газеты «Знамя» не раз размещались материалы о вашем сотрудничестве с ветеранами образования, со школами города. А как на сегодняшний день обстоят дела?

Думаю, что про Народный университет ветеранов педагогического труда братчане слышали немало. Так вот, мне посчастливилось с этими замечательными людьми — слушателями университета, познакомиться поближе, стать вначале попечителем университета, а затем и соавтором совместного проекта, который успешно реализуется для жителей г. Братска Народным университетом при моей поддержке. Речь идет о творческой гостиной, известной в городе под названием «Парнас», первое заседание ее состоялось в начале декабря 2012 года. Сам по себе проект высшей народной школы и концепции непрерывного образования замечателен и очень важен для всех ветеранов, но важно и то, что наши ветераны-педагоги из Народного университета ветеранов педагогического труда не только сами продолжают учиться, но и передают свой опыт и богатейшие знания другим, в том числе молодежи. И это вполне закономерно, поскольку эти люди всю сознательную жизнь отдали делу воспитания и образования и по-другому жить просто не умеют. Диана Николаевна Шкерина, руководитель университета, сумела направить созидательную энергию ветеранов-педагогов в нужное русло. В рамках этого проекта проводятся встречи братчан с интересными людьми города, творческими коллективами и исполнителями, темы обсуждения – самые разнообразные, но всегда познавательные, с ярко выраженной гражданско-патриотической направленностью.
За восемь сезонов работы гостиной (а сезон совпадает с учебным годом в высшей народной школе) состоялось 30 интересных встреч, в подготовке которых приняли участие и сами педагоги- ветераны, и приглашенные гости — известные в городе люди (поэты, писатели, преподаватели вузов, директора школ, руководящие работники администрации города, священнослужители и многие другие), а также талантливая молодежь – студенты, школьники, воспитанники школы искусств и даже талантливые малыши из детских садов города. На сегодняшний день, в связи с ограничениями, которые накладывает на нас коронавирусная инфекция, занятия в Народном университете временно приостановлены, так же, как и деятельность творческой гостиной «Парнас». Но надеемся эту работу продолжить. Кстати, одно из крайних, скажем так, мероприятий в рамках творческой гостиной состоялось в школе № 1 и посвящено оно было развитию образования в г. Братске.
Вообще педагоги — это наша элита в смысле образованности, высокой требовательности к себе, постоянного саморазвития, стремления к познанию всего нового и передового. И общаться с ними интересно и полезно. Немало приходилось общаться и сотрудничать, в том числе, в рамках работы творческой гостиной «Парнас» с департаментом образования, руководством и педагогами гимназии № 1, лицея № 2, школ № 3, 5, 6, 32, 37, 42, 46, со многими детскими садами города Братска. Взаимодействовали по ряду вопросов и с православной гимназией, это частное образовательное учреждение уже давно и успешно работает в городе Братске. Плодотворное сотрудничество было налажено с Братским филиалом ИГУ, жаль, что филиал прекратил свою работу. Хочется особо поблагодарить за уважительное отношение к ветеранам педагогического труда отдельных руководителей школ и детских садов – Кулешову Ю.М. и учителя Коневу В.Ю. (лицей № 2), Побойко А.В. (школа № 46), Шушару Н.П. (школа № 37), Сиреньщикову Н.Ю. (гимназия № 1), Белозерцеву И.Ю. (детский сад № 76), Домрачеву О.А. (детский сад № 95), Белову О.Н. (детский сад № 41), Хромовских Н.И. (детский сад № 120).
А наши замечательные ветераны-педагоги — это просто кладезь мудрости и источник неиссякаемой, доброй энергии. Я искренне восхищаюсь и склоняю голову перед нашими замечательными ветеранами-педагогами, которые продолжают активно трудиться на благо родного Братска, кто-то на общественном фронте, а кто и в школе, своим личным примером воспитывая братчан – Шкериной Дианой Николаевной, Лютиковым Игорем Федоровичем, Борзиловой Светланой Николаевной, Пернай Николаем Васильевичем, Беспаловой Аллой Алексеевной, ветеранами дошкольного образования – Ознобихиной Лидией Николаевной, Романовой Верой Ивановной, Коноваловой Любовь Александровну, Христич Любовь Валентиновной, Демидковой Раисой Дмитриевной… И многими другими энтузиастами (всех перечислить просто невозможно), выбравшими эту нелегкую профессию – учить и воспитывать будущее нашего города. Спасибо вам, дорогие, будьте здоровы и счастливы еще много активных лет! Благодарных и достойных учеников вам!
Беседовала Надежда БУТИНА

Похожие статьи