
20 февраля в конференц-зале городской администрации заместитель руководителя Государственной службы строительного и жилищного надзора Мария Шишкина в режиме видеосвязи провела обучение представителей управляющих компаний и жильцов правильному использованию государственного интернет-ресурса ГИС ЖКХ для голосования по ряду вопросов, связанных с управлением жильём.
Мария Шишкина отметила, что голосование в ГИС ЖКХ для собственника жилья быстро, выгодно и удобно. Собственнику квартиры (если он голосует самостоятельно, без посредников) никуда не нужно ходить, подписывать бумаги, вписывать свои персональные данные куда-либо, достаточно через портал «Госуслуги» зайти на сервис ГИС ЖКХ на домашнем компьютере или в приложение «Госуслуги Дом» на смартфоне. А поводов для голосования будет с каждым годом всё больше. Стоит напомнить, что практически ничто не может быть сделано в жилом доме без предварительного согласования с его собственниками. Даже однозначно хорошие дела – благоустройство придомовой территории или капитальный ремонт – требуют голосования, т. е. согласия жителей. Кроме того, электронное голосование – это ещё и значительная материальная экономия.
– Некоторые управляющие компании Братска по итогам каждого голосования привозят к нам в Иркутск грузовики, заполненные бумагой с протоколами и бюллетенями. Надо понимать, что печать бланков и сама бумага стоят немалых денег, как и труд тех, кто обходит жилые дома. А управляющие компании тратят на это средства жильцов, – отметила Мария Шишкина.
С 1 марта 2025 года постановлением правительства упразднены «иные информационные системы», на платформе которых может проводиться голосование. То есть никаких специально созданных муниципальных порталов существовать уже не может. Электронным способом разрешено голосовать только на региональных сервисах (в Иркутской области такого нет) и в ГИС ЖКХ. Кроме того, планируется, что к 2030 году (а время пролетит быстро) уже 80 % голосующих должны отдавать свои голоса на ГИС ЖКХ, а после 2030 года в течение пары лет, с большой долей вероятности, голосование на бумажных носителях будет упразднено полностью.
– В прошлом году в Иркутской области было проведено 1200 собраний с использованием электронных ресурсов, а всего собраний было проведено более 3,5 тысячи. Мы достигли показателя пока только в 30 %, – сказала Мария Шишкина. – Важно понимать, что электронное голосование – это стопроцентная гарантия от подделок результатов голосования.
Стоит отметить, что Братск тут впереди области: управляющая компания «Потенциал» провела в 2024 году 120 электронных голосований.
Мария Шишкина рассказала, что собственники
должны быть предупреждены о голосовании не менее чем за 10 дней до его начала,
само голосование может длиться не менее 7 дней, но не более 60. В уведомлении о проведении собрания должен
обязательно указываться инициатор, форма проведения собрания, повестка собрания
и ссылка на источник, где можно получить дополнительные сведения о предмете
голосования (например, о планах капремонта или благоустройства). Вопросы
повестки не должны носить дву-
смысленного характера, ответы на них могут быть только в форме «да», «нет» или
«воздержался».
Некоторые небольшие управляющие компании, как рассказала заместитель руководителя Государственной службы строительного и жилищного надзора, проводят голосование за отказ от электронной формы голосования: якобы у жильцов нет доступа к сети Интернет. Это недопустимо.
– Если уж собственники не хотят участвовать в электронной форме собрания, то существует порядок, установленный Жилищным кодексом: в срок за пять рабочих дней собственник лично должен предоставить в УК письменный отказ от электронной формы голосования, а управляющая организация должна зарегистрировать этот отказ. И если этих отказов будет больше 50 %, то электронное голосование отменяется, – уточнила Мария Шишкина.
Также голосование может отмениться в том случае, если не ожидается кворума, то есть сведения о кадастровых номерах помещений в ГИС ЖКХ не размещены полностью. Их должно быть больше 50 % на дом.
Само по себе электронное голосование – это 100-процентная гарантия от подделок результатов. Собственник помещения может проголосовать либо самостоятельно на ресурсе ГИС ЖКХ, либо заполнить бумажную форму и передать её администратору собрания, который перенесёт данные с бумаги в электронное голосование.
Говоря о возможных фальсификациях и передаче персональных данных в случае не самостоятельного электронного голосования, а с передачей данных администратору голосования, Мария Шишкина отметила, что если у человека есть какие-то сомнения в том, что его голос на бумажном носителе будет учтён неправильно, стоит сфотографировать свой бюллетень перед передачей администратору. А тем, кто боится передавать свои персональные данные (и особенно СНИЛС, почему-то именно этот документ вызывает особые страхи), сообщила, что само наличие администратора в случае каких-то противоправных действий позволяет достаточно быстро найти объект утечки персональных данных и вскрыть факты фальсификации голосования. В истории жилищного надзора ранее (!) были случаи, когда вскрывались факты фальсификации подписей в бумажных бюллетенях, но работа правоохранительных органов ни к чему не приводила, поскольку найти конкретного человека и доказать, что именно он подделал подпись, практически невозможно. Администратор электронного голосования несёт персональную ответственность за персональные данные собственников и должен знать об этом.
Работники управляющих компаний также рассказали о проблемах, связанных с электронным голосованием. Например, Фонд капитального ремонта зачем-то требует распечатки результатов голосования на бумаге, но ГИС ЖКХ не даёт возможности это сделать. Есть сложности с голосованием для муниципального жилья, собственник которого по понятным причинам не имеет аккаунта на Госуслугах. Есть также проблемы с голосованием у несовершеннолетних граждан, которые тоже являются собственниками квартиры, но аккаунта на Госуслугах тоже не имеют, и этой проблеме уже не первый год, и ГИС ЖКХ никак её до сих пор не решил. Возникают сложности и у тех, кто имеет несколько квартир в одном доме (как выяснилось по ходу встречи, проблема решается, когда по каждой квартире с ГИС ЖКХ создан отдельный «Личный кабинет»). В целом, проблем по ту сторону монитора много – есть какой-то общий чат с разработчиками, но судя по тому, что проблемы живут годами, есть и причины, которые не позволяют их решить оперативно.
Кирилл БАКУРКИН, фото автора
Похожие статьи
Выпуск газеты
