На прошлой неделе прошли комплексные учения по оценке готовности братских филиалов Группы «Илим» к ликвидации разливов нефтепродуктов на воде и на суше
Организацию и использование сил и средств братской леспромплощадки оценивала большая комиссия под руководством Главного управления МЧС России по Иркутской области. В её составе представители Росприроднадзора, Ростехнадзора, Федерального агентства речного и морского транспорта, муниципальных образований Братска и Братского района, ЕДДС города и района.
– Мы три года к этому готовились: прошли аттестацию, приобрели оборудование. И вот финальная точка, – сказал на вводном совещании руководитель службы по пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям филиала в Братске Константин Безкровный.
Согласно вводной
Первые учения прошли 23 августа в прибрежной зоне Братского водохранилища в районе посёлка Тарма. К мероприятию были привлечены члены комиссии по чрезвычайным ситуациям (и их дублёры); силы и средства постоянной готовности: СПАСС службы по пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям, филиал «Финтранс ГЛ», Спецавтотранс, ООО «Медхелп», ООО «ЧОО «Атлант»; производственный персонал воднотранспортного производства (ВТП).
Согласно вводной в результате повреждения двух смежных отсеков нефтеналивной баржи ВТП, перевозящей дизтопливо для лесозаготовительных участков, произошёл разлив нефтепродуктов в акваторию Братского водохранилища в размере 33,3 тонны. Разлив заметил механик теплохода, о чём немедленно доложил капитану судна. И начал действовать по его указаниям. В свою очередь капитан доложил диспетчеру логистической службы филиала об аварии с разливом нефтепродуктов и своих действиях: «Увожу караван (буксир и баржу – прим. авт.) с фарватера, ставлю баржу на якорь, принимаю меры по предотвращению разлива топлива в акваторию залива».
Любопытные «грибники»
К прибытию проверяющих экипаж уже выполнил первичные действия: с помощью встроенного дизель-генератора перекачал дизтопливо из «пробитых» баков в оставшиеся. Условное место пробоины обозначили красной тканью, окольцевали баржу боновым заграждением. Капитан и механик следили, чтобы пятно не вышло за боны, ждали приезда спасателей и своего руководства.
Примерно через час прибыло отделение СПАСС. С ним руководитель подразделения Андрей Третьяков. Одновременно подъехали начальник воднотранспортного производства Александр Давыдов и главный инженер Артём Еловко. Тут же сформировали оперативный штаб по ликвидации аварии.
Прибывшие следом охранники «Атланта» заняли позиции на въезде на береговую зону и у границы с лесным массивом. Была поставлена задача – никого посторонних на место работ не пускать. Забегая вперёд, скажу: задачу ещё усложнили, введя-таки в сценарий двух посторонних. Это «местные грибники» неожиданно попали в место ликвидации аварии. Любопытство до добра не довело, оба «получили» травмы: один «сломал» ногу, второй «отравился» парами нефтепродуктов. Спасатели со знанием дела, оперативно и квалифицированно оказали первую помощь и условно на вертолёте центра медицины катастроф отправили «пострадавших» на лечение.
Но это было потом, а сначала прошлись с газоанализатором, чтобы определить состояние воздушной среды в месте разлива. По сценарию превышение паров нефтепродуктов составило 7,1 процента, поэтому все работали в респираторах. Экологические показатели фиксировали и непосредственно в водоёме. С этой целью специалисты службы главного эколога на дежурном катере обошли участок акватории и в разных точках взяли пробы воды. Повторный отбор провели после ликвидации аварии.
В отведённое время уложились
Спасатели быстро выгрузили и подготовили к работе оборудование передвижного мобильного комплекса ЛАРН-100. Для лучшей подстраховки протянули второе заградительное кольцо бонов, закрыли бонами береговую линию. На берегу поставили мобильную вакуумную установку и сборный бассейн для закачки в него дизтоплива; на воду, в основное пятно – скиммер (устройство для удаления нефтепродуктов), протянув рукавную линию на берег. Ещё один скиммер разместили во втором кольце.
Локализацию разлива провели в отведённые четыре часа, всё остальное время было регламентировано ППЛРН. Заключительным шагом стало распыление сорбента: как с баржи, так и с берега. Состав экологически безопасный, но по замыслу он пропитан нефтепродуктами. Поэтому с поверхности воды сорбент собрали, загрузили в заранее заказанные самосвалы и вывезли на утилизацию. С помощью тяжёлой техники – экскаватора, бульдозера и фронтального погрузчика – также собрали и вывезли загрязнённый грунт.
Итоги первого дня подвели сразу по возвращении на площадку. Члены комиссии отметили качественную подготовку участников, хорошее техническое оснащение, знание поставленных задач.
Марина МАЛЫГИНА
Фото Михаила Горбунова