Теоретически на её месте мог быть или когда-нибудь ещё будет любой мэр Братска
Дело экс-мэра Усть-Илимска Анны Щёкиной направлено в суд. Поводом для этого стало закрытие в 2022 году знаменитой «таежной» трамвайной линии, которая с 1988 года связывала жилой район города с промплощадкой Усть-Илимского ЛПК.
Да, разумеется, в интернете достаточно вариантов коррупционных заговоров, конспирологи соревнуются в глупости. Самая популярная обывательская версия – администрации Усть-Илимска лень поднимать трамвайное сообщение, автобусное предприятие «дало чиновникам взятку», и трамвай решили убрать. Но не будем строго судить людей, многие фантазируют в силу своих способностей и компетенций (и те и другие достаточно примитивны, надо отметить), в этом тексте мы хотим лишь проследить некоторые неприятные тенденции с общественным и муниципальным транспортом.
Во-первых, конечно же, очень жаль самый северный и самый таёжный трамвай. Это была уникальная трамвайная линия (но не сам трамвай КТМ-5 – он-то как раз самый массовый в мире), которая, как говорят, работала зимой при минус 40 градусах. Вдобавок любое предприятие электротранспорта – это всегда коллектив хороших специалистов и фанатов своего дела.
Во-вторых, давайте посмотрим на главное – на ситуацию, в которой произошло закрытие трамвайной линии. Тем более что косвенно эти обстоятельства применимы и к Братску. Итак, самое главное – трамвайная линия была ведомственной. И рельсы, и шпалы, и трамваи, и электропитание, одним словом, всё было делом Усть-Илимского ЛПК, то есть с момента своего создания не было имуществом города.
А начался усть-илимский трамвай в 1987 году, когда в парк прибыли первые 68 вагонов. К моменту открытия в 1988 году трампарк насчитывал уже 90 вагонов. Удобный для того времени транспорт. Шумный, правда, но основная линия шла вдали от жилых районов. Шли годы, трамваи выходили из строя. Рассказывают (и это непроверенная информация), что какие-то трамваи предприятие продавало для «поддержки штанов». В 2023 году в парке насчитывалось всего 25 рабочих трамваев. К слову, по данным на 2024 год, на балансе у «Иркутскгортранса» в Иркутске насчитывается 66 трамваев. Ещё в 2019 году, как говорят, ЛПК планировало обновить трамвайный парк и приобрести 5 вагонов. Усть-Илимские издания пишут, что из-за ковида, санкций, выкупа акций у иностранных совладельцев предприятия трамваи купить не удалось. Предприятие понять можно. Что лучше — чтобы у людей была работа и зарплата или чтобы в городе просто был трамвай к пустующему заводу?
Усть-Катавский вагоностроительный завод, тот, который раньше производил КТМ-5, продолжает производить трамваи, и, например, современный красавец 71-628М стоит более 80 млн рублей. Соответственно, пять трамваев обошлись бы Усть-Илимску, если бы город взял трампарк на свой баланс, в полмиллиарда рублей. Для справки: плановый бюджет Усть-Илимска на 2025 год — 4 млрд 454 млн рублей. Разумеется, бюджет Усть-Илимска дотационный, как и бюджет Братска.
21 декабря 2022 года усть-илимский трамвай был закрыт. Вместо трамваев ЛПК приобрёл 47 автобусов (23 автобуса марки МАЗ и 24 китайских автобуса Yutong). Городу было предложено взять трамвайную линию и депо на свой баланс. Город, разумеется, посчитав все прибыли и убытки, отказался. Кстати, а чего бы это городу не заработать на трамвае? И тут надо пояснить для братчан, что кроме как на ЛПК трамвай никуда больше не идёт, не считая пяти остановок по городу, двух дачных остановок, агрофирмы «Ангара» (у неё, впрочем, тоже есть серьёзные проблемы) и, собственно, вот она, конечная – ЛПК.

Честно говоря, даже удивительно, что трамвай так долго продержался на балансе у предприятия. В Братске выросло уже целое поколение людей, которые и не знают, что развлекательный центр «Формула» был когда-то Дворцом культуры «Лесохимик», а весь комплекс зданий и спортивных сооружений «Северный Артек» был полностью на балансе БЛПК. Тенденция капиталистической экономики — избавляться от «непрофильных активов» началась ещё в конце прошлого века. Братску, впрочем, достались вполне ликвидные объекты, хотя «Северный Артек» долго стоял неприкаянным. Усть-Илимский трамвай сложно назвать ликвидным. Никто из опрошенных автором устьилимцев не сказал, что трамвай был популярен в городе. Полных, и тем более переполненных трамваев в Усть-Илимске давно не видели. Мало того, многих устьилимцев раздражала дороговизна поездки – 40 рублей. Для Усть-Илимска 2022 года это было очень дорого. Да, уникальная линия, но туристов, желающих разик прокатиться в таёжном трамвае и ради этого поехать в середину страны, вряд ли наберется больше пары сотен человек по всей стране.
Если бы Усть-Илимск, как Братск, участвовал в федеральной программе «Чистый воздух» и получил за счёт средств федерального бюджета хотя бы пять трамваев*, трампарк, скорее всего, был бы жив до сих пор. Скажем честно – Братску просто повезло. Конечно, назвать везением плохую экологию, благодаря чему наш город был включен в федеральную программу, нельзя. Повезло в том плане, что эта программа предусматривает замену городского транспорта (было бы еще лучше, если бы она ещё предусматривала и запрет стоянок автомобилей во дворах). Есть подозрение, что Иркутск вошёл в эту программу в 2023 году тоже ради замены общественного транспорта.
Но представим себе на секунду, что Братск не получил 1,4 миллиарда рублей в 2022-2023 годах на обновление троллейбусного и автобусного парков.
Как вы понимаете, нигде город эти деньги не взял бы и в 2024-м, и в 2025 году. И в такой ситуации, с большой долей вероятности, в 2027-2030 годах в Братске вполне серьёзно стояла бы проблема закрытия троллейбусного депо. А подобная ситуация, кстати, уже возникала в 2016 году (об этом мы писали в «Знамени» № 4 от 31 января 2025 года), тогда, кстати, БТУ отстояли не столько благодаря, сколько вопреки решениям властей города. Получается, что ситуация была бы похлеще усть-илимской и мэру города тоже грозил бы суд. И, к слову, ничто пока не предвещает замены троллейбусного парка через 10-15 лет за счёт федеральных денег, не существует пока никаких государственных программ для поддержки муниципального транспорта, и возникновение очередной кризисной ситуации в Братске – это только вопрос времени.
В данный момент остатки усть-илимского трамвая сдали на металлолом. 15 сентября 2024 года трамвайному движению в Усть-Илимске могло бы исполниться 36 лет.
Так, а что там экс-мэр Анна Щёкина? За что её собираются судить? Пожалуй, за то, что не согласилась с тем, чтобы взять трамвай на баланс и обрушить бюджет города. По версии обвинения, экс-мэр проигнорировала последствия остановки трамвайного сообщения, что подпадает под часть 1 статьи 293 УК РФ. Щёкиной грозит штраф до 120 тысяч рублей или арест до трёх месяцев. Автор никогда не жил в Усть-Илимске, ничего не знает про Анну Щёкину (говорят, она была не лучшим мэром), да и текст вообще не о ней, но, пожалуй, за последние 25 лет это единственный мэр города в Иркутской области, который реально не держался за власть до посинения пальцев.
В общем-то, положа руку на сердце, усть-илимский трамвай был интересен только любителям техники, сибирской экзотики и дачникам, которым было удобно добираться на трамвае. А теперь неудобно. Наверное, горожане, которые направляли обращения в СК, Госдуму и правительство РФ, а также собирали подписи за восстановление движения, наивно предполагали, что для них свершится какая-то отдельная, эксклюзивная справедливость. Вот специально для их дачного кооператива и в обход законодательства купят на полмиллиарда трамваев и пустят их до дач, может, даже бесплатно (понятно, что полмиллиарда рублей не окупятся никогда). Но стоит помнить, что справедливости, которая бы попирала законы Российской Федерации, не существует в природе. Государство по вполне понятным причинам не имеет средств, чтобы содержать нерентабельный трамвай в районе Крайнего Севера для пары сотен дачников, зато государство, чтобы уж никому ничего подробно не объяснять, может кого-нибудь наказать за это. При этом в Усть-Илимске организован круглогодичный (!) автобусный маршрут № 16 до дачных кооперативов, куда теперь не ходят трамваи.
Для справки. В последние годы трамвайное движение закрылось в Архангельске, Астрахани, Воронеже, Иваново, Ногинске, Рязани и Шахтах. Причём это были не прямые ветки трамваев, как в Усть-Илимске, а полноценные городские маршруты. И вся эта история должна быть для Братска очень поучительной, поскольку троллейбусное движение прекратилось в Перми, Тюмени, Москве, Астрахани, Липецке и Твери. Да, везде были разные причины, но главная — конкуренция с частными перевозчиками при большой стоимости содержания (читай — нерентабельности) общественного транспорта.
Каким бы ни было решение суда, реальности оно не изменит, вот что важно. Никто за миллиарды (теперь уже дороже, поскольку почти всё разобрали) пускать трамвай к СНТ не будет.
Кирилл БАКУРКИН,
фото из сети Интернет
* Фактически это было бы невозможно, поскольку трампарк был собственностью ЛПК, и существует разбег во времени с начала действия федеральной программы и возможной смены собственника.
Похожие статьи
Выпуск газеты
