Свежие новости

24 Апр 2024
Как традиция выдавать пустые справки переросла в правило, которое не имеет  четкой законной основы?
Новости

Как традиция выдавать пустые справки переросла в правило, которое не имеет четкой законной основы? 

На прошлой неделе оказалось, что в Братске некому выдавать справки о составе семьи и так называемые поквартирные карты. Бюрократическая машина вдруг дала серьёзный сбой и практически остановилась. И здесь надо понять, а правильно ли она работала в принципе, в своей основе, если рухнула из-за одного неосторожного движения?

Началось всё с того, что организация ООО «Братский коммунальный сервис» (БКС) и одна из крупнейших управляющих компаний города разорвали договор и функция выдачи справок вдруг оказалась ничейной. Это событие по большому счёту даже не имеет отношения к ЖКХ. И это не спор хозяйствующих субъектов, как его почему-то пытаются представить. Спора-то никакого, в сущности, нет – просто был договор, и нет договора, о чём тут спорить и что делить? 

Другое дело, что в ООО «БКС» справедливо говорят, что теперь у них нет правовых оснований для работы с персональными данными и организация не имеет права выдавать подобные справки и выписки. Почему? Потому что БКС перестал быть платёжным агентом.

Как традиция выдавать пустые справки переросла в правило, которое не имеет  четкой законной основы?

В управляющей компании тоже резонно замечают, что вообще-то тоже не имеют права вести эту работу. Ни один законный акт не обязывает УК это делать. В главном регулирующем документе, в постановлении правительства РФ от 15.05.2013 №416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» на это нет указаний. А главное – с какой стати горожане вдруг будут приходить в УК и докладывать об изменениях в семье, если все начисления со стороны УК рассчитываются по квадратным метрам квартиры, а не по количеству проживающих? Просто посплетничать про свою жизнь?  Сомнительно. Соответственно, эта работа в УК никогда не велась, а теперь нужно помещение, кадры, соответственно возникнут траты. Откуда взять средства?

Напомним, раньше выдача этих справок в БКС была платной, что справедливо – кому-то эти справки нужны три раза за всю жизнь, а кому-то раз в месяц, а  как управляющей компании заложить эту вероятность в тариф? И будет ли эта работа качественной, если у УК нет и не было никаких данных? Зачем и кому вообще нужны будут такие справки «на коленке»?

Опустим вопрос «зачем это управляющей компании». Зададим новый вопрос – где УК будет брать персональные данные граждан?

В законе «О персональных данных» не удалось найти случая, когда УФМС передаёт эти сведения третьему лицу, если они не связаны с начислением платежей (напомним ещё раз – у УК всё считается по квадратным метрам).

И в этом тексте уже очень много вопросов, но главный заключается в том, отчего изначально негосударственная организация, не УФМС, не полиция, а именно частная организация вела учёт (оперировала персональными данным братчан), и нужно ли в принципе доверять эту работу частникам?

Специалисты в сфере ЖКХ говорят, что «так сложилось». Сложилось не только в Братске, но и в регионе в целом. То есть, в некоторых регионах люди и понятия не имеют об этой суете с мелкими справками и до сих пор живы. А дело в том, что в стародавние времена, когда ещё существовали ЖЭКи, а не управляющие компании, там (в ЖЭКах) было всё. И «кружки при ЖЭКе», и распределение талонов на сахар и масло (в 90-е годы), и паспортный стол. Времена прошли, всё изменилось, и даже БКС теперь не считает воду и отопление, но атавизм паспортного стола остался в составе Службы по работе с населением – это, в некотором смысле, подразделение БКС, поскольку эта организация раньше занималась расчётами и перерасчётами коммунальных услуг (воды, отопления и электроэнергии), а МФЦ тогда не существовало как явления.   

Существование «поквартирных карточек» (форма №10) и «справок о составе семьи» в соответствии с приказом МВД РФ №984 от 31.12.2017 года утратило силу. Нет этих карточек и в законе «О персональных данных». Соответственно и по закону, государственный орган – Многофункциональный центр (МФЦ) – этих справок и не выдаёт.

Где требуют эти пустые справки? А требуют их в уважаемых организациях, подведомственных министерствам. В одной из них «бумажка из ЖЭКа» нужна для подтверждения регистрации по месту жительства. То есть штамп в паспорте гражданина о регистрации не вызывает доверия ни у кого, а справка, выписанная по данным, полученным из того же УФМС, которое выдало паспорт, закрепляет факт уже прямо железно.

Может, вместо того, чтобы создавать очередные бюрократические службы, действующие к тому же словно бы за пределами законов, просто хватит плодить пустые бумаги? Может быть, достаточно просто паспорта со штампами в нём?

P.S. Официальные источники говорят о том, что по закону о праве на свободу передвижения №5242-1 данные о местонахождении лица фиксирует регистрация. Этим определением база регистрационного учета берет на себя функции поквартирки, вместо копии которой заявитель вправе получить справку по форме №40 о регистрации по месту проживания. Заказать ее можно на сайте «Госуслуги» или лично в МВД. Госуслуга называется «Получение адресно-справочной информации в отношении физического лица».

Константин ГРАЧЁВ

Похожие статьи