Свежие новости

19 Мар 2024
МАГИЯ СЛОВА ТАТЬЯНЫ БЕЗРИДНОЙ
Новости

МАГИЯ СЛОВА ТАТЬЯНЫ БЕЗРИДНОЙ 

В КРАСНОЯРСКЕ ОТПЕЧАТАН НОВЫЙ СБОРНИК СТИХОВ БРАТСКОГО ПОЭТА

Сборник стихов Татьяны Безридной «Магия бла-бла-бла» ещё совсем свеженький, можно сказать, только-только от печатного станка. Издан при финансовой поддержке Министерства культуры РФ и при техническом содействии Союза российских писателей и Иркутской областной общественной организации писателей. В начале года мы уже анонсировали печать этой книжки, и даже опубликовали в газете несколько стихов из неё. Сборник готовился к юбилею Татьяны, и он так и считается юбилейным – даже несмотря на то, что запоздал на несколько месяцев по техническим и редакционным причинам. Тем не менее, презентация книги в ближайшее время состоится и в библиотеке поэзии им. Сербского, и в центральной городской библиотеке тоже.

Ирина ЛАГУНОВА, фото автора

ПРИЗНАНИЕ ОТ «БАРКИ ПОЭТОВ», СЕРБСКОГО И КОБЕНКОВА

Если попытаться представить всю библиографию, связанную с творчеством братского поэта Татьяны Безридной, то это будет не так просто – список окажется очень приличным. Впервые я прочитала её стихи в том самом сборнике 1994 года, составителем которого был Геннадий Михасенко, – «И пальцы просятся к перу…». В предисловии к этой хорошо известной в братских поэтических кругах книжке Михасенко писал, что рукописи приходили к составителю разными путями: кто передавал их в редакцию газеты «Знамя», кто звонил ему и сам приносил свои стихи, кто — через друзей и знакомых. Как бы то ни было, но стихи восемнадцатилетней к тому времени Татьяны Безридной оказались на рабочем столе именитого детского писателя. В сборник попало сразу одиннадцать стихотворений юного поэта. Конечно, это был очень хороший дебют.
Редакция городской газеты тоже была тогда благосклонна к творчеству Татьяны. Её стихи публиковались в начале девяностых. В октябре 1992 года – «И было лето…», «Мне снились красные пески…», «Это я. Не узнаете?». В марте 1993-го – «А с понедельника – весна». В это же время её наставница по творчеству Лариса Подобай напечатала в «Знамени» статью, посвящённую поэтическому дару Татьяны, она называлась «Это я. Не узнаёте?».
Молодого поэта тогда многие заметили и многие поддерживали. Её хорошо встречали в поэтической гостиной у Виктора Соломоновича Сербского. Она была знакома со «шклиндовцами» (неформальное литературное объединение поэтов девяностых «Шклинда», куда особенно тянулись юные дарования тех лет), дружила с ними и хорошо их понимала. В 1996-1997 годах её стихи публиковались и в альманахе «Шклинда». И, конечно, она была замечена иркутским поэтом Анатолием Кобенковым, и серия «Барка поэтов», которую издавал Геннадий Сапронов, не обошла её стороной. В 2003 году в этой серии вышла её книжечка стихов «Капризный воздух». Скажем так: опубликоваться в «Барке поэтов» значило получить пропуск в мир больших настоящих поэтов и быть ими признанным.
Если говорить об известном в области альманахе поэзии «Иркутское время», то она уже давно и надолго в нём «прописалась». Практически ни один выпуск с начала двухтысячных годов не обходится без её стихов.

МАГИЯ СЛОВА ТАТЬЯНЫ БЕЗРИДНОЙ

КРИТИКИ НАШЛИ «ЦВЕТАЕВЩИНУ»

Из-за того, что объять необъятное, как известно, невозможно, остановимся ещё на одном недавнем сборнике стихов Татьяны Безридной (2018 год), который вышел в издательской серии «Скрепка» — «Человек-свеча», а потом перейдём к последней книге – «Магия бла-бла-бла» и позадаём вопросы самой Татьяне.
Как выяснилось, в составлении «Человека-свечи» она не принимала участия, а лишь высказала некоторые свои пожелания. В первую очередь это касалось стихотворения «Жила в деревне немая Фёкла», которое обязательно должно было быть в книге.
Как и к «скрепочному» сборнику стихов Ирины Гончарук, предисловие к этой книжке писала Светлана Михеева, и точно так же, наверное, поразила воображение многих из нас. «Цветаевщина, почти что чертовщинка, бесчисленными анжамбеманами бросается на читателя и, кажется, съест. Но то – симптом невысказанности, невыслушанности, автор торопится сказать, делая этот факт приёмом для создания поэтического текста. Это попытка слитной речи – разговорной, которая вдруг сбивается на книжную, как бы засыпает, уплывая в культурные сны… «С букетом реминисценций» она, по ироническому выражению самого автора, сидит «дура дурой», будто с покорнейшей просьбою принять. Слабость? Но анамнесис, если верить Платону, приближает к совершенству».
Насчёт следов цветаевщины в поэзии Татьяны Безридной, может быть, вопрос дискуссионный. Что же касается «анжамбеманов» и «анамнесиса», то это соответственно – «перенос части фразы из одной строки в другую» и «философское учение о припоминании». Кроме того, симптома невысказанности и невыслушанности на тот момент у Татьяны Безридной, пожалуй, уже и не было. Поэтическая жизнь в Братске всегда была бурной, а для неё она началась с шестнадцати лет.
Кстати сказать, анжамбеманы украшают творчество Татьяны Безридной, да и не только её, но и многих других поэтов. Вот её первое стихотворение в сборнике «Человек-свеча».

МАГИЯ СЛОВА ТАТЬЯНЫ БЕЗРИДНОЙ

Июль. Жара. Свернула в тень,
иду по кромке тротуара.
Какой невероятный день –
всё не кончается! Мой старый

блокнот почти заполнен весь
словами, пьяными от ветра…
Какое счастье – жить вот здесь,
наматывая километры

прогулок пеших над водой,
поющей ровно и беспечно!
Жизнь не кончается со мной,
она теперь пребудет вечно,

как мир, что зноем напоён,
шуршит, блестит, стрекочет,
свищет,
ныряет тенью в окоём
и оправдания не ищет

для свиста, щебета, возни
в листке, лепечущей как будто
под ветром ласковым…
Возьми,
не разбирая нетто-брутто,

своё «сейчас»! Живи взахлёб
пока отпущено без счёта,
пока не кажется полёт
невероятным для полёта!

ДОБРАЯ ИРОНИЯ ПОЭТА

Татьяна, как родилась идея сделать новую книгу?

Это была идея к юбилею. Тем не менее, она родилась спонтанно. И в этом мне помогли мои друзья. Моя самооценка очень нестабильна — от мании величия до мании преследования. Первое со мной случается, когда открываешь какую-то книжку. Например, «Капризный воздух» 2003 года из «Барки поэтов». Её готовил к изданию Анатолий Кобенков, и он же писал к ней предисловие. Так вот, открываешь эту тоненькую книжечку, читаешь её и думаешь: а ничего! Это же когда было-то! Или открываешь «Переводы с небесного» и понимаешь, что в напечатанном на бумаге виде они смотрятся совсем не так, как в компьютере или на сайте. Они смотрятся совершенно по-другому, воспринимаются по-другому. Некоторые из стихов кажутся даже чужими. И вот с книгой «Магия бла-бла-бла» происходит то же самое. Перечитываю свои стихи и думаю: неужели это я!

Как ты думаешь, интерес к поэзии в современном мире не угасает?

Нет, конечно. Интерес к поэзии есть. Это видно, если смотреть по интернет-публикациям, по сайтам, по «Стихи.ру». Там столько народа тусуется, и какого! Там есть очень много интересных авторов. Людям это интересно, они читают, оставляют комментарии.

Это важно для поэта – напечатать бумажную книгу?

Бумажная книга должна быть обязательно. Это как итог, результат. И в ней ведь ничего уже не поправишь. Не переставишь слова, как в интернете, не удалишь стихотворение… Это то, что не поддаётся изменению и останется с тобой навсегда в первоначальном виде. В «Стихи.ру», если захочешь, можешь удалить свои стихи. С другой стороны, бумажные книги практически не продаются, кроме редких случаев – когда проходят презентации. Кроме этого, у каждого автора есть свои читатели и фанаты. Даже самый отъявленный графоман находит своего читателя. Я в этом убеждена.
Кстати, есть такой термин в интернете – «виртуальное самоубийство». Я с этим сталкивалась, когда человек удаляет свои страницы отовсюду. Спрашивала его, почему он это сделал, и он отвечал, что всё надоело. Мотивировал это тем, что отнимает много времени. «Виртуальное самоубийство» — это серьёзный шаг, над которым надо как следует подумать, чтобы потом не жалеть. Иногда это делается сгоряча, в состоянии аффекта.
Моя страница есть в Фейсбуке. Она меня побуждает что-то публиковать. Но я там бываю редко и редко что-то публикую, читаю определённых авторов и посещаю определённые группы.

Татьяна, расскажи, по какому принципу был составлен сборник «Магия бла-бла-бла».

В этот раз я занималась этим сама, и тщательно продумывала, что за чем будет стоять. Я думала, что если издам её как «Переводы с небесного», то это будет просто творческий отчёт за определённый период – с 2013 по 2021 год. В новой книге стихи размещены не по времени их написания. Там другая идея: четыре раздела по моему разному мироощущению.
Кстати, как был составлен мой предыдущий сборник (из серии «Скрепка»), мне категорически не понравилось, даже невзирая на то, что мои пожелания были учтены. Может быть, поэтому за составление книги в этот раз я взялась сама. Было ощущение, что стихотворения взяты скопом и подряд. И я не увидела там концепции, хотя мне и говорили, что она там есть, просто я её не вижу.
В книге «Магия бла-бла-бла» четыре раздела: «Как на Божьей ладони жизнь», «Конспект романа», «Магия бла-бла-бла» и «Лабиринт».
Кстати, первое стихотворение про бла-бла-бла я сначала хотела вынести на заднюю страницу обложки. Но потом подумала, что это будет чересчур в лоб. И в итоге вынесла туда другое стихотворение, а это стало первым. Первый цикл состоит из стихов, которые повествуют о жизни как таковой, о моём понимании жизни. Здесь есть и бытовые зарисовки, и философские вещи, и стихотворения о любви, и об отношениях между людьми — не обязательно каких-то личных. «Как на Божьей ладони жизнь» — это моё восприятие жизни, какой я её вижу. В этом разделе есть стихотворение «Там некуда будет укрыться, от зноя сгорят лепестки», по поводу которого я очень долго сомневалась – включать ли его вообще в сборник. Мне казалось, что оно выбивается из концепции, что это такая пейзажная зарисовка. А потом я подумала – а почему здесь не может быть пейзажной зарисовки в то время, как здесь есть какие-то философские вещи? Ведь это стихотворение всё-таки перекликается с остальными по той простой причине, что там есть моё отношение. Это взгляд изнутри на то, что происходит, и это пейзажная вещь.
«Конспект романа» — зарисовка отношений, которые происходят, но в то же время их нет. Они виртуальные. То есть, существует человек — он знает обо мне, я знаю о нём. В сети мы никак не взаимодействуем, не общаемся. Но я посвящаю ему ряд стихотворений. И, конечно, слово «роман» в названии цикла несёт в себе два смысла. Это роман между мужчиной и женщиной и роман как литературное произведение. И если рассматривать слово в названии цикла как литературное произведение, то здесь нет чёткой завязки, кульминации и развязки. Но здесь есть сюжет отношения, сюжет восприятия действия, сюжет эмоций.
Следующий цикл – «Магия бла-бла-бла». Стихотворения в нём так или иначе связаны с литературой и творчеством. Например, в первом стихотворении цикла – «Без остатка помнить всё, что с тобой бывало» — упоминается рассказ Толстого «После бала», который был для меня шоком. Я читала его не в школьной хрестоматии, где он был дан в сокращении, а в собрании сочинений с комментариями. Впечатления о прочтении со школьной поры живут во мне до сих пор, а стихотворение было написано в 2021 году.
И «Лабиринт». Это вообще очень странная вещь, и очень странно я его писала. Это был 2016 год, и я была тогда в дикой депрессии, практически не спала, и каким-то образом за тот год я написала очень значимую для себя вещь – «Жила в деревне немая Фёкла». В новом сборнике этого стихотворения нет. Хотя позже я думала, что надо было его всё-таки сюда включить. А в целом «Лабиринт» для меня – это то, что я не знаю, откуда приходит. Когда просыпаешься утром и записываешь кусочки, потом их соединяешь. «Лабиринт» — это мозаика.

Татьяна, в новом сборнике есть стихи, которые раньше нигде не были опубликованы?

Такие есть, конечно. Например, «От взглядов и намёков площадных» я опубликовала только тогда, когда книга была уже отправлена на вёрстку.

БИОГРАФИЯ
Татьяна Николаевна Безридная. Родилась 20 мая 1976 года. Поэт. Член Союза российских писателей (2007). Автор нескольких поэтических сборников. Участница Международного фестиваля поэзии на Байкале им. А.И. Кобенкова, Бельмасовских чтений в г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области (2015) и фестиваля «Славянская лира» (г. Минск, 2017). Лучшие стихи собраны в сборниках «Люблю» (Санкт-Петербург, 1996), «Капризный воздух» (Иркутск, 2003) и др. Публикуется с 16 лет. Осенью 1993 года была направлена на конференцию «Молодость, творчество, современность» в Иркутск, и там стихи Татьяны Безридной отметил М.Д. Сергеев. Она была удостоена первой премии в номинации «Поэзия».
С 2002 по 2010 год — студентка Литературного института им. М. Горького (г. Москва).
Родилась в поселке Гидростроитель города Братска. Училась в школе № 39. После окончания школы в 1993 году поступила в педагогическое училище № 2 по специальности социальный работник. Первые стихи были опубликованы в газете «Знамя», когда Татьяне было 16 лет. После публикации Татьяну пригласили в библиотеку Сербского. Здесь она познакомилась с известными братскими поэтами: В. Корниловым, В. Монаховым, Ю. Черных и Г. Михасенко. Татьяна сотрудничала с НЛО (неформальным литературным объединением) «Шклинда». В. Орочон, И. Гончарук, В. Шурдуков, В. Костромин – поэты, которым Татьяна Безридная всегда будет благодарна за поддержку и понимание.

Похожие статьи