Свежие новости

16 Июн 2025
НАИВНЫЕ, КАНОНИЧЕСКИЕ,  СПАСЁННЫЕ И ФОЛЕЖНЫЕ — ВСЁ ОБ ИКОНАХ
Новости

НАИВНЫЕ, КАНОНИЧЕСКИЕ, СПАСЁННЫЕ И ФОЛЕЖНЫЕ — ВСЁ ОБ ИКОНАХ 

С 30 мая по 6 июля в Художественном выставочном зале по ул. Комсомольская, 77 проходит выставка иконописи «Святые лики» — выставка, на которую обязательно стоит сходить.

НАИВНЫЕ, КАНОНИЧЕСКИЕ,  СПАСЁННЫЕ И ФОЛЕЖНЫЕ — ВСЁ ОБ ИКОНАХ

В экспозиции выставки представлено 90 экспонатов. Это немного, а потому всё уместилось в одном и не самом большом зале. Но сходить надо.

Во-первых, представлены  пусть не самые древние иконы 18-20 веков, но каждая из них интересна по-своему.

Во-вторых, это всего-навсего вторая выставка. Первая была давно, и тогда одна из икон, видимо, обрадовавшись людям, замироточила. 

НАИВНЫЕ, КАНОНИЧЕСКИЕ,  СПАСЁННЫЕ И ФОЛЕЖНЫЕ — ВСЁ ОБ ИКОНАХ

В-третьих, это разнообразие экспонатов. Есть иконы, явно привезённые в Сибирь с юга —  с ярким плодовым орнаментом, есть иконы канонические, которые были написаны в артелях и в разных школах — например, явный «палех» с тончайшей работой: малая птичка в несколько миллиметров в руках персонажа, наверное, была написана тончайшей иглой или щепочкой. Есть спасенная икона, которую этнографы нашли совершенно случайно, заприметив в сарае синие доски, скреплённые характерной для икон шпонкой. Хозяева досок «там, в углу»  и не ведали, что это икона Святителя Николая Чудотворца, спасенная от поругания кем-то из их предков, которого к тому времени уже не было в живых. Причём спасенная с умом — поверхностный состав был отмыт, и икона осталась неповреждённой. Оказывается, удивительная штука — жизнь: один человек эту икону написал, вероятно, она долго находилась в храме (судя по размеру, это храмовая икона), другой человек её обдуманно и аккуратно спас — подарил нам, живущим в 21-м веке, работу человека, который, вероятно, жил задолго до него.

Есть одна икона, стиль написания которой явно заимствован с католической школы иконописи — среди привычных изображений святых богатым эпическим движением внезапно врывается эпоха Возрождения. Вы сразу увидите эту икону и поймёте, что это именно она, даже если раньше никогда не интересовались иконописью и эпохой Возрождения.

НАИВНЫЕ, КАНОНИЧЕСКИЕ,  СПАСЁННЫЕ И ФОЛЕЖНЫЕ — ВСЁ ОБ ИКОНАХ

Есть единственная фолежная икона — богато украшенная завитушечным окладом из фольги. Как рассказала  старший научный сотрудник  Художественного выставочного зала  Екатерина Дятлова, фолежные иконы пользовались большим спросом из-за красоты (достаточно китчевой, конечно) и при этом относительно невысокой стоимости. «Фолежная школа» жива до сих пор. Есть иконы, написанные на жести, они тоже были очень распространены из-за своей недороговизны и пользовались спросом у староверов, поскольку прошли очищение огнём. Есть латунные иконы, достаточно потёртые, поскольку бытовала традиция как бы задабривать икону — натирать её песком до блеска.

И, наконец, автор считает, что золотое зерно выставки — иконы в стиле «русского наива», хотя Екатерина Дятлова поправила и пояснила, что теперь это не «наивное», а просто народное творчество. Таких икон несколько. Вы тоже узнаете их сразу. Видно, что они исполнены руками людей, которые умеют рисовать, то есть нервная связка между головой, рукой и поверхностью работает. Но написаны эти иконы чуть в стороне от канона. Написаны от души, от того, как человек чувствует свою миссию в написании иконы. И совершенно покоряет икона Спасителя с большими глазами, простите, в духе персонажей современных мультфильмов. Автор полагает, что икону писала женщина (очень уж девочковое изображение), и, конечно, в этом лике есть авторское высказывание, чего, скорей всего, иконописец делать не должен, но сделал тем не менее очень честно.

Кирилл БАКУРКИН,

фото автора

Похожие статьи