Свежие новости

19 Апр 2024
«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ  И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ…»
Хор и Юрий Полиенко принимают аплодисменты зрителей
Новости

«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ…» 

11 ИЮЛЯ ИСПОЛНЯЕТСЯ 90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ БРАТСКОГО САМОДЕЯТЕЛЬНОГО КОМПОЗИТОРА, РУКОВОДИТЕЛЯ НАРОДНОГО ХОРА РУССКОЙ ПЕСНИ ЮРИЯ ПОЛИЕНКО

Елена СОРОКИНА Фото из архива Музы Анатольевны Полиенко

Одна из примет советского времени – хоровое движение в масштабе всей страны. Кроме государственных хоров, в том числе и детских, существовали хоры самодеятельные – в школах, на предприятиях, в организациях и, конечно, при клубах и дворцах культуры.
Расцвет хорового движения пришелся на 60-70-е годы. И молодой Братск в этом плане не отставал от других городов.

Местом рождения Братского хора русской песни можно считать клуб «Юность» по ул. Подбельского, 32 (позднее в это здание заселился театр кукол, в наши дни там располагается салон мебели «Флориан»). Когда молодые строители приходили в единственный в Центральном районе, только что построенный очаг культуры, их встречал симпатичный и приветливый молодой мужчина с аккордеоном в руках. Это был Юрий Полиенко, и Братску с ним очень повезло. До приезда в наш город в 1963 году (тогда ему было 32 года) он окончил Красноярское музыкальное училище, имел опыт службы хормейстером в военном ансамбле и работы на профессиональной сцене. А главное – он был влюблён в своё дело, увлечён им, и своей любовью и увлечённостью заражал окружающих.

«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ  И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ…»
Хор учащихся школы № 31

– Мы приходили на занятия хора, Юрий Владимирович отмечал нас в журнале посещаемости, затем начиналась распевка, – вспоминает одна из первых участниц хора Людмила Коваль. – Со своим аккордеоном Юрий Владимирович не расставался, он любовно называл его «голяшка». Если кто-то из нас фальшивил, неверно пел, он сердился: «Вам медведь на ухо наступил?» и грозил, конечно же, в шутку: «Отправлю в доярки!». На самом деле мы очень старались, и всего через три года хор получил звание народного. Это звание нужно было подтверждать каждые три года, и мы его подтверждали.

«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ  И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ…»
Людмила Коваль – крайняя справа. С аккордеоном – Юрий Полиенко

ВЫСТУПАЛИ НА ВСЕХ ПЛОЩАДКАХ

В 1968 году открыл свои двери ДК «Лесохимик», и хор переехал туда. Во Дворце культуры проходили занятия и репетиции, а выступления были не только на сцене ДК, но и на промплощадках, стройплощадках, агитплощадках, на колхозных станах – хор объехал весь Братский район. Участники хора не были профессиональными музыкантами, они работали в разных местах, по разным графикам, поэтому гастролировать было непросто. Тем не менее хор русской песни из Братска уверенно занимал призовые места на областных фестивалях и праздниках, а в 1973 году стал участником популярного в те годы телеконкурса «Алло, мы ищем таланты!». В съемках также принимали участие ансамбли «Сибирянка» (женский) и «Мы речистые» (мужской) – их участниками были хористы.
Руководитель хора Юрий Полиенко был, что называется, музыкальным самородком. В юном возрасте, еще не зная нот, он играл на слух на нескольких инструментах, а впоследствии – на четырнадцати. У музыкантов в ходу есть фраза: «Хороший хормейстер держит партитуру в голове, а не голову в партитуре». Это на 100 процентов относилось к Юрию Владимировичу – у него была превосходная музыкальная память.
Полиенко никогда не останавливался на достигнутом. Он верил в тех, с кем работал. С людьми, не имеющими музыкального образования, он разучивал партии, разложенные на 4-5 голосов. «Бесстрашный» – самое подходящее здесь слово, и именно этим словом охарактеризовали Полиенко учителя 35-й школы, чьим хором, помимо основной работы, Юрий Владимирович занимался почти 10 лет. Учителя знали, о чем говорили: Полиенко давал им для исполнения сложные академические вещи.

«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ  И ЖИТЬ ПОМОГАЕТ…»
Выступление хора на 7 ноября, прямо на улице

ЛИЦО ЛЮБОГО ХОРА – СОЛИСТЫ

В народном хоре русской песни было 40 человек. Среди них – несколько сильных, запоминающихся солистов: Владимир Стрелков, Юрий Шарыпов, Нина Дремина, Светлана Смирнова и другие. Из всех выделялась Майя Русяева. Городские газеты писали, что в то время по силе и красоте ее голосу не было равных ни в Братске, ни даже во всей области. До переезда в Братск Майя Русяева пела в Омском народном хоре. Весь свой богатый опыт она использовала на братской сцене, была старостой хорового коллектива, к ее мнению и замечаниям прислушивались, с нее брали пример. В 1973 году газета «Красная знамя» писала, что её отличает «чистый, приятный голос, непринужденность, хорошая манера держаться на сцене».
– Когда Майя пела, у нас, стоящих на сцене, мурашки бежали по телу, – говорит Людмила Коваль, – настолько проникновенным и сильным был её голос.
Майя Русяева умерла в 2019 году, не дожив два месяца до своего дня рождения, в который ей исполнилось бы 82 года.

«ВДРУГ УСЛЫШАЛ ПЕСНЮ НА СВОИ СТИХИ…»

За время своего существования народный хор русской песни дал более 600 концертов. В богатом и разнообразном репертуаре большое место отводилось произведениям на местную тематику. Юрий Владимирович сам писал музыку на стихи братских поэтов — Николая Снегова, Василия Скробота, Валентина Урукова и других. Из более чем 200 песен авторства Полиенко пятьдесят посвящены Братску и братчанам.
Однажды знакомство автора стихов и композитора произошло уже после того, как песня была написана. Бывший фронтовик, местный поэт Николай Пискунов (творческий псевдоним Николай Снегов) пришел в клуб на концерт и вдруг услышал песню на свои стихи. В перерыве он зашёл за кулисы и познакомился с автором музыки Юрием Полиенко. Так началась их совместная творческая деятельность, вместе они написали более 30 песен. Бывало, что они рождались совершенно неожиданно, из подписи под снимком в городской газете.
Так, в интервью газете «Красное знамя» в 1991 году Николай Снегов вспоминает, как он поместил в местной газете снимок улицы Мира, где возводились кирпичные дома, а под снимком написал: «На улице Мира/ Я больше, чем дома,/ Я в каждый здесь камень влюблён…». Буквально через несколько часов после того, как газета появилась в почтовых ящиках братчан, ему позвонил возбуждённый Полиенко: «Послушай! Так это же песня. Давай мне все её слова!». Николаю Снегову пришлось сесть за стол и придумать, как он выразился, «куплеты».
Николай Наумович признавался: может быть, если бы не Юрий Владимирович, он бы никогда не написал песенных стихов. «Делать это меня буквально заставил Полиенко. Сколько раз мне приходилось выступать вместе с ним в школах, училищах, молодёжных общежитиях, рабочих цехах и площадках, домах культуры и даже в… роддоме», – рассказывал Николай Снегов.

ВСЕ ХОРЫ ЗАНИМАЛИ ПРИЗОВЫЕ МЕСТА

Удивительно, как Юрий Владимирович на всё находил время. Кроме работы со своим основным детищем – народным хором (а это – занятия, репетиции, выступления, поездки) – он в разные годы вёл музыкальные занятия в школе № 31, вокальный кружок, класс баяна, руководил оркестром, занимался с хором учителей 35-й школы и с хором завода железобетонных изделий № 2, дал девять авторских концертов, помогал готовиться к смотрам всем организациям, которые к нему обращались: детским садам, скорой помощи, пожарной охране, учебным заведениям, коммунальщикам, подразделениям лесопромышленного комплекса и даже леспромхозам.
Все хоры, которых он готовил к смотрам, занимали на них призовые места. Он не разделял хоры на «родные» и «двоюродные», с каждым занимался с полной отдачей («петь – так петь», – говорил он), и однажды вышло так, что на смотре «родной» хор Юрия Полиенко занял второе место, а «двоюродный», тот, который он просто готовил к смотру, – первое.
В школе № 31 он создал самый большой в городе (а может, и в области) хор учащихся. Этот хор стал лауреатом областного смотра «Ангарские зори». На обороте одной из фотографий школьного хора Юрий Владимирович с гордостью написал: «Мой хор – 100 человек. Во как!».
Жанровый диапазон произведений, исполняемых разными хорами, с которыми занимался и которые вёл Юрий Полиенко, был очень широк – от маршей до романсов. Большое место в репертуаре занимали патриотические песни. Юрий Владимирович способствовал развитию в городе мощного хорового движения, приобщил к хоровому пению сотни людей, раскрыл их способности и таланты, вывел их на сцену. А его композиторская деятельность была замечена на самом высоком уровне – его приняли в Союз композиторов.

ПАМЯТИ МАЭСТРО

В 90-е годы народный хор переживал трудные времена. Всё менялось, на основных местах работы людям месяцами не платили зарплату, всем приходилось как-то крутиться и выживать. Постепенно люди стали уходить из хора – стало не до песен.
– Юрий Владимирович из-за этого сильно переживал, у него начались проблемы с сердцем, – говорит Людмила Коваль. – Состав хора обновился, и мы этим составом дали два или три концерта. В 2001 году Юрию Владимировичу должно было исполниться 70 лет, он подготовил программу, мы выбрали наши самые любимые песни, собирались отметить его юбилей выступлением хора, но до юбилея он не дожил.
Юрий Полиенко умер в 2000 году. Без руководителя перестал существовать хор. Но все, кто сталкивался с Юрием Владимировичем по работе или по жизни, до сих пор хранят о нем память в своем сердце. Память о нём хранится и в домашнем архиве – благодаря стараниям жены Музы Анатольевны в нём собраны ноты, фото и все газетные публикации о хоре. С помощью неравнодушных братчан Муза Анатольевна издала два сборника песен Юрия Полиенко – «Воплощение мечты» и «Посвящение». Сборник «Посвящение» Муза Полиенко вручила песенным коллективам Братска в марте прошлого года на областном фестивале «Не стареют душой ветераны».

Похожие статьи