Свежие новости

13 Дек 2024
НАВОДЯ МОСТЫ
Новости

НАВОДЯ МОСТЫ 

Группа «Илим» провела круглый стол, который собрал представителей городских школ, средних специальных образовательных учреждений Братска, Усть-Илимска и Иркутска, комитета по образованию городской администрации и городской Думы.

Основной темой стали вопросы профессиональной ориентации школьников, помощь студентам технических специальностей, поддержка молодых специалистов  и в целом сотрудничество между разными участниками образовательного процесса. Отметим, что аналогичный круглый стол состоялся ровно полгода назад. Там прежде всего прошёл обмен лучшими практиками: доклады о профориентационной работе представили различные образовательные учреждения. Таких практик за последние годы наработано огромное количество.

НАВОДЯ МОСТЫ

Но, как отметили тогда участники встречи, большая часть из них воплощается учреждениями самостоятельно. Тогда как при объединении большего числа участников процесс мог бы стать гораздо эффективнее. В идеале всем хотелось бы видеть на практике цепочку «от старшеклассника до специалиста», которая помогала бы ребёнку понять, какие из возможностей ему более интересны, в каких сферах он может лучше самореализоваться.

Чтобы сделать это возможным и, что называется, навести мосты между участниками процесса, необходима общая площадка для обсуждения идей и предложений, потребностей и пожеланий. Такой площадкой и становится круглый стол.

И студентам, и школьникам

Руководитель направления Дирекции по управлению талантами Группы «Илим» Юлия Дмитриева рассказала, какие цели и задачи ставит перед собой компания в работе с учреждениями среднего профессионального образования (СПО), а также поделилась планами по профориентации школьников в текущем учебном году. Сегодня с «Илимом» в разных городах сотрудничают десять учреждений СПО, которые готовят специалистов по 13 дефицитным направлениям. Здесь компания выделяет для себя две основные цели. Первая — рост количества выпускников, трудоустроенных в Группе «Илим». Вторая — рост качества подготовки студентов по профильным для компании направлениям. По обеим целям реализуются и совершенствуются программы — так, для привлечения выпускников существуют целевые договоры на
обучение, выплата стипендий уже обучающимся. Для повышения качества образования расширение программ обучения обсуждается непосредственно с СПО.

НАВОДЯ МОСТЫ

Отдельным направлением Юлия Дмитриева обозначила стажировку молодых специалистов у наставников на предприятиях. По её словам, направление сегодня также требует пристального внимания:

— Дети становятся другими, программы образования сокращаются. Возраст молодых специалистов снижается. И с наставниками мы сейчас прорабатываем то, что с каждым годом стажироваться к ним приходят всё более молодые люди. У работы с молодёжью своя специфика, это требует особых навыков.

Что касается профессиональной ориентации школьников, то для достижения основной цели — их поступления в сузы (а большинство их представителей сегодня говорят о сложности с набором студентов) — в учебном году «Илим» планирует подходить к решению с двух направлений.

Первое — повышение информированности о профессиях. Ученикам школ дают базовые знания о профессиях, востребованных в Группе «Илим», о работе в промышленности в целом. Направление включает в себя программу «Профессиональные пробы», где школьники в буквальном смысле «пробуют себя в профессии», выполняя задания базового уровня. Экскурсии на производство, где им демонстрируют действующие цеха и объясняют, как выглядит технологическая цепочка предприятия. А также программы «Профильные смены» и «Подготовка проектов по темам Группы ”Илим”».

Второе направление — непосредственно проф-
ориентация, которая включает мастер-классы, круглые столы с учениками и преподавателями (Юлия Дмитриева подчеркнула, что здесь хотелось бы привлечь к участию и родителей), программы «Первая профессия» (на примере взаимодействия школы № 35 Братска и Иркутского гидрометеорологического техникума, реализовавших совместный профориентационный проект «Лаборант химического анализа») и «Классные каникулы в САФУ» (взаимодействие с Северным Арктическим федеральным университетом в Архангельске).

НАВОДЯ МОСТЫ

От обсуждения к практике

С докладом о решениях прошлого круглого стола и о том, что уже удалось сделать за прошедшие полгода, выступила председатель городского комитета по образованию Оксана Ефимова. В начале своей речи она озвучила ключевую тенденцию последних лет — усилия по созданию суверенной системы образования. Оксана Александровна подчеркнула, что всё, от учебного плана до профессиональной ориентации, должно быть ориентировано в одном общем направлении. Чему должны способствовать программы по так называемому «профориентационному минимуму» для учащихся 6-11-х классов. Он состоит из трёх уровней: базового, основного и продвинутого. На сегодняшний день в соответствующий проект Группы «Илим» входят шесть городских школ, в том числе одна (школа № 35) на продвинутом уровне и пять — на основном.  По словам Оксаны Ефимовой, первые шаги по программе уже сделаны, на повестке — обсуждение следующих этапов: проведение профессиональных проб на предприятии (школьники здесь должны «пробовать» ту или иную профессию, выполняя упрощённые задания, дающие о ней общее представление), создание профильных классов.

Кроме того, Оксана Александровна остановилась на усилиях по развитию программы договоров о целевом обучении: сдавая ОГЭ, ученики получают приглашение заключить такой договор по одному из целевых направлений. Как показывает практика, подход достаточно эффективный — ученики получают специальность, а предприятие – специалистов, которые нередко закрепляются в компаниях и продолжают работать и после окончания отработки по договору. 

— 26 детей уже заключили договоры о целевом обучении и начали своё обучение в Братском целлюлозно-бумажном колледже (БЦБК). Поэтому, на мой взгляд, уже к маю нам стоит сформировать пул детей, которые станут студентами первого курса БЦБК в следующем учебном году. Далее: там сейчас предложено три направления, это переработка древесины, лесозаготовка и лаборант химического анализа. Школам, в качестве задела на следующий год, нужно отработать, заложена ли в учебных планах усиленная подготовка по профильным для этих направлений предметам.

В качестве спикеров также выступили представители школы № 35 и ИГМТ, рассказавшие о совместной работе Усть-Илимского техникума лесопромышленных технологий и сферы услуг, а также Братского политехнического колледжа. Они рассказали о федеральном профориентационном проекте «Билет в будущее» (здесь наибольший интерес представляет опыт с организацией и проведением «Профессиональных проб» по различным профессиям). Представители Братского целлюлозно-бумажного колледжа  рассказали об учебных программах.

Словом, большой объём информации к размышлению и проработке. Как отметила, подводя итог, Юлия Дмитриева, круглый стол как инструмент постепенно переходит во всё более практическую плоскость:

— Если первая наша встреча была о «планах вообще», то сейчас мы уже точечно прорабатываем те направления, о которых говорили в мае. Успешно запущены и экскурсии, и ряд других мероприятий с ребятами. Сейчас вплотную подошли к реализации профес-
сиональных проб. А на следующем этапе планируем, что у нас на круглом столе будут выступать уже школы и рассказывать, насколько интересно ребятам было участвовать в наших мероприятиях.
Михаил Горбунов

Похожие статьи