Свежие новости

23 Янв 2025
ПЬЕСА, НАПИСАННАЯ ПО ХОДУ СОБСТВЕННОЙ РЕПЕТИЦИИ
Новости

ПЬЕСА, НАПИСАННАЯ ПО ХОДУ СОБСТВЕННОЙ РЕПЕТИЦИИ 

Театр «Девятая идея» 28 и 29 декабря показывал свой учебный спектакль – автофикшн  «Про Новый год».

ПЬЕСА, НАПИСАННАЯ ПО ХОДУ СОБСТВЕННОЙ РЕПЕТИЦИИ

Автофикшн – разновидность литературы, в которой элементы биографии автора пересекаются с художественным вымыслом. Так говорят справочники. Вообще, это даже не совсем жанр, это путь сквозь жанры, на котором можно встретить всё.  Даже обломок мюзикла. Очень похоже на стендап, но это точно не он. Без юмора никуда, но зритель приходит не за ним. Привычного сюжета, когда герой или герои побеждают условного «дракона» и условно идут «под венец», в автофикшене тоже нет. Да и какой в принципе сюжет может быть у нашей повседневности, какой там дракон и венец? Зато, как и положено, – герой (герои) спектакля по окончании действия, а уж зритель и подавно, меняются, и цель искусства достигается в полной мере: саспенса, сопереживания и прочих реакций, хоть зачерпывай.

ПЬЕСА, НАПИСАННАЯ ПО ХОДУ СОБСТВЕННОЙ РЕПЕТИЦИИ

– Автофикшн  набирает популярность как литературный и как театральный  жанр. Я в прошлом году впервые побывала в Красноярске на моноспекталке «Всё, как у всех». Поняла, что давно не испытывала таких эмоций, и просто влюбилась в этот жанр, – рассказывает режиссёр «Девятой идеи» Валентина Долгополова. – И уже тогда я задумала, что надо поработать в этом жанре, поэтому в Омске на фестивале я познакомилась с режиссером Татьяной Павловой. Она руководитель театральной студии «Игра» в Екатеринбурге, и она направила меня, поскольку никто не учит, как работать режиссеру в этом направлении, а в институте, когда я училась, ещё понятия не имели о существовании такого жанра.

Десять актёров, а поскольку это «Девятая идея», то это не только актёры, это ещё и продавец, электрик, воспитатель детского сада, парикмахер, сотрудник Росгвардии, медработник, бизнесмен, рассказывают реальные истории своего детства и взрослой жизни,  истории своего Нового года – смешные, страшные, печальные и пронзительные. Простой и непридуманный мир обычных людей не дает отвлечься от сцены ни на секунду. И, в сущности, эта пьеса была написана по ходу своей репетиции.

ПЬЕСА, НАПИСАННАЯ ПО ХОДУ СОБСТВЕННОЙ РЕПЕТИЦИИ

– Этот курс у нас с октября, в ноябре через тренинги мы начали более глубокое знакомство, я вела дневник и записывала, просила ребят окунуться в свои воспоминания. И где-то в играх и упражнениях мы нащупывали этот материал. Набралась масса историй, в спектакле просто маленькая капелька того, что мы знаем друг о друге. И потом мы стали выстраивать этот материал в общую канву, – рассказывает Валентина Долгополова.

Спектакль удался. Да, актёры непрофессиональные, кто-то сбивается, кто-то недостаточно ловок и гибок, кто-то в первые минуты действия теряется, но именно это придаёт особую ценность действию. Зритель понимает, что здесь ему не врут, не играют с ним и с собой, с ним искренни, как никогда и ни с кем. Пьеса «самонаписалась» хорошо. Известно, что наиболее глубокие эмоции человек ловит на «качелях» восприятия, поэтому детские истории про Новый год могут вызвать сначала смех, а через пару минут сдавить горло и помутить зрение.

Тут, пожалуй, надо пояснить, что это учебный актёрский курс для взрослых людей, а «Про Новый год» – это, можно сказать, курсовая работа. Сама по себе эта работа важна и интересна, но люди приходят в «Девятую идею» прежде всего для терапевтических целей. Кто-то хочет стать уверенней в себе и раскрепоститься, кто-то научиться публичным выступлениям, кто-то исполнить детскую мечту об актёрской карьере, кто-то хочет найти друзей, таких же «с приветом», как он сам, кому-то важно себе что-то доказать – это всё психотерапия в своём лучшем варианте, просто мало кто хочет в этом сознаться, иногда даже сам себе. Те, кто понимает, что готов отдать своему увлечению больше, чем основной работе и, может быть, семье, остаётся в театре.

– Что будет дальше, я не знаю, дальше будет жизнь – насыщенная, творческая, очень интересная. Вы поговорите со своими родными, поскольку вы уже поняли, что такое театр и чего он от вас требует, и решите всё сами, – напутствовала Валентина Долгополова актёров после окончания спектакля.

Будет идти этот спектакль на сцене или нет, Валентина Долгополова пока не знает.

– Получилось хорошо, можно было бы его доработать и пустить на зрителя, но надо говорить с ребятами, спрашивать, что они чувствуют и чего они хотят, – говорит режиссер. 

Но, думается, все зрители, которые смотрели этот спектакль два дня, скажут: надо продолжать.

Кирилл БАКУРКИН,

фото автора

Похожие статьи