Свежие новости

20 Апр 2024
ПИЛОТный экзамен
Новости

ПИЛОТный экзамен 

Команда Группы «Илим» от Иркутской области в числе представителей ещё 76 регионов страны участвует во Всероссийском конкурсе «Кибердром 2023». Это необычный формат образовательной платформы, где учёба сочетается с конкурсом.

Полное название проекта – «Кадры для цифровой промышленности. Создание законченных проектно-конструкторских решений в режиме соревнования Кибердром 2023». Площадка на сегодняшний день объединяет 76 регионов РФ и курируется Минпромторгом России при участии Национального исследовательского центра, Агентства стратегических инициатив и других организаций. Здесь участники, среди которых как работающие молодые специалисты, так и учащиеся школ и студенты, проходят онлайн-обучение по разнообразным курсам: использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА, или дронов) – их устройство, конструкции, функции; курсы по кибербезопасности, основам предпринимательства. Основная задача проекта – подготовка кадров для промышленных предприятий, повышение компетенций, необходимых в цифровую эпоху. В «Илиме» участие в проекте поддержало управление по кадровым ресурсам, поскольку сегодня специалисты именно с такими навыками максимально востребованы в компании.

Первый этап «Кибердрома» – формирование команд от разных регионов, базовая подготовка участников и сдача квалификационного практического экзамена. Это своего рода контрольное мероприятие: те, кто сумеет набрать определённое количество баллов, будут участвовать в очередных этапах конкурса.

ПИЛОТный экзамен

Экзамен для нашей команды провели в родных стенах, в конференц-зале СибНИИ. Для этого в зале обустроили площадку, состоящую из квадратов. Первый, размером десять на десять метров, представляет собой «полётную зону» дрона. Внутри него размещён второй квадрат, пять на пять метров, по углам которого расставлены вешки высотой полтора метра – препятствия. В самом центре площадки находится квадрат метр на метр – это зона взлёта и посадки. Испытание все члены команды проходят по очереди. Задача участника: взлететь со стартовой площадки и «восьмёрками» облететь все вешки, посадить дрон, затем повторить процесс ещё раз. Наблюдающий за процессом посредством онлайн-трансляции экзаменатор оценивает всё до мельчайших деталей. Мягко ли осуществлён взлёт, точно ли (в пределах стартового квадрата) произведена посадка. Ровно ли, без значительных колебаний высоты полёта (в идеале – на высоте одного метра) дрон прошёл маршрут, не были ли задеты вешки, и так далее.

ПИЛОТный экзамен

Сборная команда «Илима», состоящая из трёх молодых сотрудников (двое – сотрудники филиала в Братске, третий – из Усть-Илимска), трёх студентов – из Братского целлюлозно-бумажного колледжа и государственного университета, а также двух учеников 14-й школы, представляет Иркутскую область. Как отмечали члены команды, практически никто, помимо специалистов, раньше не имел дела с БПЛА и даже не держал в руках пульта управления. Знакомство друг с другом и с техникой происходило прямо на подготовительных занятиях, на базе Братского целлюлозно-бумажного колледжа. Времени для основательной подготовки было мало, поэтому роль наставников для младших товарищей взяли на себя специалисты «Илима». В компании БПЛА применяют уже несколько лет – с их помощью, например, проводят замеры объёмов щепы и лесосырья на складах, а отводчики лесосек применяют беспилотники на сложных участках местности. Так что опыт илимовцев стал основой для подготовки команды. Руководитель направления по измерениям с беспилотных летательных аппаратов филиала в Братске Дмитрий Баймухаметов рассказывает:

ПИЛОТный экзамен

– Я помогал как самый опытный в управлении дроном: раньше в филиале непосредственно работал с беспилотниками, сейчас руковожу направлением по измерениям с помощью БПЛА. С ребятами познакомились сначала в «Телеграме», в созданной для команды группе. Встретились, нам выделили спортзал, там мы сделали импровизированную площадку, на ней тренировались. Обучал ребят сначала без препятствий: расставляли бутылки с минералкой, и они двигались по квадрату, с поворотом корпуса. Передом, левым и правым бортом, задом – чтобы они освоились с управлением коптером. Тренировались пять дней, ребята хорошо освоились. 

Стоит отметить, что несмотря на скромную практику, все члены команды действительно сумели пройти маршрут достаточно чисто, ни разу не задев вешек. Нервозность участников выдавала разве что лёгкая дрожь в голосе, когда они представлялись перед экзаменатором. Но на площадке волнение оставалось позади: дрон в их руках уверенно и не теряя высоты обходил препятствия и всегда приземлялся точно в пределах обозначенной зоны.

По итогам «вступительного экзамена» команда вышла в четвертьфинал и примет участие в следующем испытании «Зарница». В случае успеха участников будет ждать полуфинал – «Авиационная работа» (оба этапа также пройдут заочно) и разработка собственного практического проекта по использованию БПЛА. Наконец, в октябре лучшие из лучших со всей страны встретятся в очном «Гранд-финале» в одном из городов страны.

Михаил Горбунов, фото автора

Эмиль Пекша, ученик школы №14 Братска:

ПИЛОТный экзамен

– У нас в школе есть замечательный человек: советник директора по внеклассной работе. Она предложила поучаствовать в цифровом учебном проекте, мы согласились. И как-то так получилось, что в ходе всех мероприятий удалось попасть в состав команды на «Кибердроме». Здесь интересно. Во-первых, всё новое – ребята, места. Во-вторых, есть возможность изучить что-то новое. В-третьих, можно учиться и как-то развиваться не только в школе, но и за её пределами. Раньше вообще никак с БПЛА не взаимодействовал. В этом и заключается весь интерес. Даже такой человек, как я, который когда-то что-то о них слышал, но сам не управлял, попал в эту сферу и буквально за пару занятий начал что-то осваивать, делать и уверенно чувствовать себя на экзамене. Для кого-то это может даже перерасти в хобби, в специальность. Лично я – да, заинтересовался, захотел приобрести коптер. Потому что возможности очень широкие у него. 

Сергей Куренков, студент направления «Информационные системы и технологии» Братского государственного университета: 

ПИЛОТный экзамен

– С беспилотниками я раньше не работал. Вообще никогда! Завкафедрой предложил вступить в команду, я с интересом согласился. Попробовал, вроде бы получается. Не сказать, что сложно, нормально. Начать легко, но достичь мастерства сложнее. Нам предложили ещё связать это с университетским проектом по использованию нейросетей. Посмотрим, что у нас может получиться.

Похожие статьи