Открылся сороковой юбилейный сезон в Братском драматическом театре.
Премьера — вторая жизнь. Так назвали первые показы сезона 2025-2026 годов. Премьера спектакля «Прекрасное Далеко» состоялась в январе 2021-го, когда театр открыли для показов. А сама постановка шла во время пандемии, в условиях всевозможных ограничений. Но приехал из Челябинска режиссер Олег Хапов, композитор Эдуард Глумов написал музыку, главный художник Братского драматического Наталья Корнева создала сценическое пространство, все актеры, все цеха работали от души, соскучившись по возможности вместе творить, создавать. И получилось чудо, в котором сошлось всё —пронзительная драматургия Данилы Привалова, глубокая режиссура, хватающая за душу музыка, удивительная сценография, актерские работы. А потом возникла пауза, связанная с отъездом актеров. Но спектакль не сняли с репертуара — слишком дорогим и знаковым для театра он стал.
К юбилею театра его решили восстановить. Вновь прибыл Олег Хапов, сделал вводы актеров. Да и сам спектакль задышал новыми смыслами, которые задала жизнь с 2022 года. «Саныч, а снайперов в рай берут? — С войны всех в рай берут. Ну, а вообще признак такой — как у нас пополнение, значит, на Свободе — война». Сегодня особенно важно разобраться в сути происходящего, расставить приоритеты. Сегодня особенно важно опереться на вечные ценности — на Веру, Надежду, Любовь. Обо всем этом — спектакль «Прекрасное Далеко»: «Любовь — это и есть дела. Любовь — она просто так не лежит. Любовь, если ее не подогревать, испортиться может. Растаять. Чтобы любовь была, надо что-то делать. Действовать как-то надо».
Символично открыть юбилейный сезон именно этим спектаклем. Мы все стремимся в свое Прекрасное Далеко. А каким оно будет, точно зависит от каждого из нас. Поздравляем с вводом в спектакль Валентину Фитиль (Маруся) и Влада Громова (Вася). А Игорь Бутин ввелся на роль Тохи еще раньше — «и как будто тут и был», по мнению режиссера Олега Хапова. Так что началась новая жизнь спектакля. В добрый путь!
Елена Чайковская, завлит Братского драматического театра:
«Хорошо здесь. Тихо здесь….» — вновь зазвучало на нашей сцене. Вернулся мой любимый спектакль «Прекрасное Далеко». В мае 2022 года, когда спектакль встал на паузу из-за отъезда Кости Калашникова, я писала: «Мы все надеемся, что спектакль будет жить, только потом он станет иной». Так и получилось. Теперь, через время и с вводом новых актеров, это уже какая-то немного другая история. Но суть осталась прежней — разговор о самом главном. О том, что с нами будет после. После жизни. Все человечество во все времена с замиранием сердца от страха ищет ответ. «Очень трудно жить с ощущением, что все закончилось. Очень трудно жить с ощущением, что все прожито и больше ничего не будет. Очень трудно ждать чего-то из ниоткуда. Очень трудно жить в никуда…» — говорит мудрый Саныч, один из шести героев. Говорит из пространства, которое существующие в нем называют НеСвободой. А Свобода — это где мы сейчас. И как мы тут, и что мы тут, и с чем мы тут — об этом надо думать, пока не поздно. «Ты знаешь, я очень рад, что я в тебя не верю. Хотя я с тобой и разговариваю. Потому что ты нас забыл. Надоели мы тебе. Да и нет тебя вообще, скорей всего. Но почему я тогда с тобой разговариваю? Мы же все неплохие. Мы же все почти хорошие. Мы просто живем плохо. Иногда неправильно». Спектакль переворачивает душу. Это зал чувствует. Может быть, не все. Но те, кто понял и принял, будут искать свое Прекрасное Далеко. Я смотрела спектакль раз двадцать. На репетициях, на сдаче, на показах. И очень благодарна всем, кто приложил к нему руку. За то, что каждый раз я разговариваю со своей душой. И думаю, и плачу, и летаю. Так хочется, чтобы многие зрители разделили эти мысли и чувства. Приходите. «Прекрасное Далеко» вновь в репертуаре. Пусть оно станет Прекрасным Близким для всех, кто посмотрел.

Олег Хапов, режиссер: «Смерть — обстоятельство, помогающее нам жить»
Мы разговариваем за месяц до второй премьеры.
Вторая премьера — уже само по себе звучит странно, но с этим спектаклем все
необычно с самого первого этапа подготовки. Пауза в несколько месяцев от сдачи
до премьеры. Потом, после успешной
жизни, спектакль встал на паузу в два года. И пауза от второй сдачи, или
генерального прогона, до открытия нынешнего сезона. Пытаемся вспомнить, как
вообще возникла идея постановки этого спектакля в Братском драматическом пять
лет
назад.
Елена Чайковская, завлит:
— Мы какое-то время переписывались, перебирали материал…
Олег Хапов, режиссер:
— «Прекрасное Далеко» было ваше предложение. Я сначала не принял его всерьез. Пьеса непростая. В свое время, а была она написана в 2006 году, довольно широко прошла по стране, и я видел ее пластическое воплощение у нас, в Челябинске. Блестящее, кстати, но это не мое. А после переписки еще раз прочитал и пронзило. Я люблю серьезные темы, которые Кастанеда называл встречей со смертью. Именно смерть, если вдуматься, делает нашу жизнь прозрачной, незамутненной суетой. Она — событие, которое отрезвляет, она — главный судья, перед которой все происходящее проявляет свое истинное лицо.
А тогда, когда возникло у нас с вами «Прекрасное Далеко», я переживал уход своего отца и до конца не понимал, как это — бати больше нет. Но вот работа над спектаклем стала для меня тем очищающим потоком, которым смыло все ненужное, и осталось только принятие и любовь. Поэтому я лично благодарен вам, что предложили именно эту пьесу. Для меня театр — место встречи, место общения. И когда мы говорим о важном, это очень ценно.
Е.Ч.:
— У каждого спектакля своя судьба. Есть те, которые уходят со сцены легко. Просто выполнили задачу — и попрощались. А есть такие, которые становятся душой театра и живут в ней, даже если не играются. Был такой спектакль «Искушение», который в 2006 году поставил режиссер Валерий Шевченко. В 2013 спектакль восстановили, а теперь он вновь в архиве. Но — редчайший случай — предстоит реинкарнация. «Искушение» настолько уже наш, не только в душе — в плоти и крови Братского драматического, что решено — у спектакля начнется уже третья жизнь, в 40-й юбилей театра. Так и с «Прекрасным Далеко». Все эти два года паузы мы ждали возможности восстановления. И вот вы здесь.
Олег Хапов:
— Я очень рад этому. Мне нравится в Братске. И в театре, и в городском пространстве. Здесь у вас лес, море, и я полюбил братские прогулки. В театре все живые, настоящие, легко откликающиеся на задачу. Актеры горят работой. Новенькие для спектакля Валя, Влад вошли в его ткань, услышали, поняли. У тех, кто был с самого начала — у Ирины Кузнецовой, Владимира Куликова, Насти Потихенской, Романа Калиниченко — всё сохранено и будет развиваться еще, потенциал есть. Игорь Бутин вводился без меня, после отъезда Никиты Москалева, и он тут на месте. Уловил резонанс постановки. Я свои спектакли — внутри себя, конечно, — ассоциирую с музыкой. У каждого материала есть свое звучание. И в этом меня очень хорошо понимает композитор Эдуард Глумов. Я очень рад, что мне у вас удалось поработать с ним. Он точно выразил глубину темы — смерти как обстоятельства, помогающего нам жить. Смерть и жизнь — части одного целого. Нет радости без печали, тяжелое перетекает в легкое, плохое в хорошее, и обратно. Свобода и НеСвобода, как в спектакле. Движется, движется этот круговорот, проявляя все составляющие нашего мира… Так звучит наш спектакль, я на это надеюсь.
Е.Ч.:
— Кто бы мог подумать, что пьеса 2006 года проявится сейчас так остро.
Олег Хапов:
— Знаете, как я определяю главного героя в пьесе? Это тот, в котором происходят самые мощные трансформации, изменения. И, конечно, в «Прекрасном Далеко» это Вася. Затем — Маруся. Собственно, именно они бросают вызов Неведомому. И очень важная сцена, тема — прощения. Между тем, кто убил, и тем, кого убили. Сегодня она особенно сильно откликается, пронзительно. Потому что мы все понимаем — только в прощении спасение наше. Нас всем придется как-то договариваться… Это очень сложно понять и принять, но актеры, молодые ребята, идут на вызов. Такие переживания — всегда эксперимент, шаг в неизвестное. И этим еще ценен для меня спектакль. Ведь он создается не столько в репетициях, в наших разговорах, в поисках — он рождается только со зрителями, в момент взаимодействия актеров и зала. И когда случается понимание, прозрение, озарение — значит, Бог театра посмотрел на нас сверху… Я передаю спектакль театру. Теперь он станет жить своей жизнью. И я очень надеюсь, что она будет яркой и долгой.
Автор пьесы Данила Привалов (Дмитрий Егоров) сделал в эпилоге к ней несколько посвящений и специально оговорил условие — они должны быть в каждой программке.
Режиссер и актеры братского «Прекрасного Далека» сделали то же самое — все они посвятили спектакль своим близким и дорогим людям, которые теперь уже — Там, за пределом. И получается, что от зрителей ожидается ответный шаг. А кому вы посвятите свой спектакль «Прекрасное Далеко»?
Елена Чайковская
Похожие статьи
Выпуск газеты
