Свежие новости

“РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!”
Новости

“РОДИНА-МАТЬ ЗОВЕТ!” 

26.04.2019

Этот плакат был символом начала Великой Отечественной войны. Точно такой же приглашает братчан на необычную выставку плакатного искусства, которая открылась в Художественном выставочном зале накануне празднования 74-й годовщины со дня Великой Победы.

Как рассказала заведующая Художественным выставочным залом Вера Козлова, экспозиция прошла долгий путь. В 2015 году «Альфа-Банк» и газета «Комсомольская правда» при поддержке Государственного Центрального музея современной истории России разработали всероссийский выставочный проект «Плакаты войны. На пути к Великой Победе». Комплекты лучших плакатов, которые являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами, были направлены в 48 крупнейших городов России. Экспозиция имела большой успех и продолжила свое шествие по стране. Из больших городов ее стали передавать в малые. Не остался в стороне и Братск. Объединенный братский музей привез 50 отсканированных очень качественных копий военных плакатов, многие из которых сопровождаются историческими справками о ключевых сражениях. И сегодня у братчан есть возможность через плакатное искусство проследить, как наш народ шел к Победе.

Третий фронт

В годы Великой Отечественной войны пропаганду и агитацию называли третьим фронтом. И не удивительно. Одним из важных средств пропаганды и агитации было плакатное искусство.

Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники. Самые известные среди них — Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Тоидзе, Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий, «Кукрыниксы» (Михаил Куприянов, Порфирий Крылов, Николай Соколов) и другие – всего 125 мастеров высокого класса. Их лаконичные рисунки сопровождали запоминающиеся острые призывы, частушки или стихи, над которыми работали 83 писателя и поэта. В том числе — Павел Антокольский, Николай Асеев, Владимир Лебедев-Кумач, Александр Жаров, Сергей Михалков, Константин Симонов, Илья Эренбург.

Художники оперативно откликнулись на события первых дней войны. Уже к вечеру 22 июня 1941 года Кукрыниксы создали эскиз первого плаката “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”. На нем изображен крысообразный Гитлер, разрывающий пакт о ненападении, и красноармеец, копьем протыкающий голову фашистского лидера.

Небывалую известность приобрел другой плакат — “Родина-мать зовет!”, где Ираклий Тоидзе изобразил женщину, держащую в руках текст военной присяги и зовущую на борьбу с врагом. Она олицетворяла и мать ушедшего на фронт бойца, и Родину-мать, призывающую помочь и защитить.

В начале войны плакатов было особенно много. Они призывали к самоотверженной борьбе, поднимали дух воинства, давали надежду людям, изнемогающим от тягот войны в тылу. И главное, внушали уверенность в победе, в том, что фашисты не являются непобедимыми. Об оставленных городах Совинформбюро давало скупые сведения, зато активно рассказывало и в сводках, и на плакатах о личных подвигах солдат и экипажей. Часто авторы обращались к прошлому, к славе легендарных полководцев Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова. Отражение в плакатных сюжетах находил и трудовой героизм граждан в тылу. Наиболее распространенным был образ женщины, заменившей мужчину у станка или за рулем трактора. Плакаты напоминали, что куют победу и труженики тыла.

После контрнаступления под Москвой и Сталинградом поворот случился не только в войне, но и в плакатном искусстве. Миф о непобедимости фашистов был развеян. И если в первое время их изображали в виде безликой громадины, которая напала на Советский Союз, то теперь — в виде чудовищ, нелюдей, которым не место было на нашей земле. Образ врага перестал вселять ужас, звучал призыв дойти до его логова и там раздавить, освободить не только свой дом, но и порабощенную Европу. «Вперед! На Запад!», «Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» — ликовали плакаты задолго до победы. К окончанию войны они стали жизнеутверждающими, изображали наших бойцов уверенными. Пусть усталыми, но сильными и счастливыми.

Молодежь должна знать о войне

Новая выставка позволит посетителям еще раз восстановить в памяти хронологию событий великого подвига нашего народа. Внимательный зритель поймет, что советский военный плакат был настоящим бойцом в битве за Великую Победу.

«Сила воздействия плакатов Великой Отечественной войны как подлинных документов военного времени не уменьшается с годами. Прошло 70 с лишним лет, а эти свидетели истории продолжают эмоционально воздействовать и трогать душу. Мы не должны забывать о том, какой ценой досталась нашей стране Победа. Поэтому просто необходимо, чтобы экспозицию увидело как можно больше школьников. Дети должны знать о Великой Отечественной. Особенно сейчас, когда вновь набирает силу пропагандистская война за дух нации, когда мы испытываем дефицит патриотизма», — убеждена Вера Козлова.

Согласен с ней и начальник департамента культуры администрации Братска. «Выставка плакатов является достойным вкладом музейщиков в празднование очередной годовщины со Дня Победы, к которому готовится наш город. В годы войны плакат был самым доступным видом изобразительного искусства. Емкий и четкий, он укреплял боевой дух солдат, взывал к совести и чести, к мужеству и храбрости, к патриотическим чувствам. Важно, чтобы эти работы обязательно увидели дети и молодежь. Ведь с помощью плакатов можно как нельзя лучше рассказать молодому поколению о той страшной и героической войне», — считает Евгений Гудков.

Выставка завершит свою работу 12 мая. Спешите познакомиться с летописью, предопределившей Победу нашего народа над фашизмом.

Галина ОРЛОВА

Фото автора

Похожие статьи