Среди всех профессиональных праздников, которые отмечают сотрудники братского филиала группы «Илим», у Дня работника автомобильного транспорта аудитория одна из самых многочисленных.
Бесперебойную работу комбината обеспечивают десятки водителей автомобилей. На них – перевозка грузов, пассажиров, запчастей, топлива и даже воды для отдалённых лесозаготовительных делян. Но одной из самых важных водительских специальностей была и будет профессия водителей лесовозов, без труда которых работа комбината была бы невозможна.
Об этой непростой работе мы поговорили с водителем лесовоза Scania Виктором Белькевичем. Хотя в профессии он всего два года, за это время успел зарекомендовать себя ответственным сотрудником, не чурающимся трудностей и дополнительных задач (его машина оснащёна перегружателем леса, которым управляет сам водитель). Кстати, в этом году Виктор Белькевич принял участие в конкурсе профессионального мастерства среди водителей лесных филиалов «Илима» в Усть-Илимске и Братске и занял второе место.
А ещё нас не могла не заинтересовать история
его прихода в профессию: до прихода в службу по транспорту Виктор без малого
десять проработал на комбинате, но совершенно по другому
профилю…
Дорогу осилит идущий,
или «Третьим будешь»
Выбор профессии будущий водитель лесовоза сделал ещё в юности, глядя на отца: тот работает водителем с юности, а когда-то давно пересел с обычного грузовика на лесовоз и с тех пор профессию не менял. В детстве Виктор Белькевич не раз выезжал с отцом в рейсы, проникаясь романтикой дороги и таёжной молчаливой красоты. Права получил, по его собственным словам, «как только стало можно», с 18 лет. От военкомата выучился на категорию «Е» и на службе получил первую водительскую профессию, водил УАЗ. А вернувшись из армии, недолго раздумывая, пошёл наниматься возить лес.
– Чуть с отцом поездил, месяца полтора, – вспоминает Виктор Белькевич. – Он с 17 лет за рулём, и по сей день работает. Всегда был для меня примером, но идти по его стопам, кстати, изначально запрещал. Почему? По сути, дома он почти не бывал: всегда в лесу, всё время работа.
Устроиться на постоянной основе, правда, не получилось: высоки были требования. Примерно год Виктор прожил в Красноярске, где работал водителем на доставке грузов. Вернувшись, попробовал устроиться снова, и вновь безуспешно. Но работа была нужна, и он устроился на комбинат «Илима» в Братске. Где и проработал электриком на производстве картона практически десять лет.
– Работал, вполне всё устраивало, – делится Виктор Белькевич. – А с места сдвинуло то, что родился второй ребёнок. Пришлось задуматься, как увеличить заработок. Сама по себе перемена не пугала, мне выходить из зоны комфорта всегда было легко. Да и об изначальном желании не забывал – нравится работать именно в лесу. Тогда, в 2022 году, я познакомился с Юрием Пальчиковским, который как раз на лесовозе в «Илиме» работал. Как-то поинтересовался у него: мол, как к вам устроиться? Он рассказал, объяснил. А потом и позвал. Нас, говорит, двое на машине работает. Третьим будешь.
Работа есть работа
Осваиваться на первых порах помогал всё тот же Юрий Пальчиковский, взявший на себя роль наставника. Осваивать пришлось не только управление лесовозом, но и перегружателем. А ещё – учиться, по сути, в несколько этапов: месяц стажировки пришёлся на июнь. А когда наступила зима, осваиваться пришлось ещё и в её условиях.
– Привыкал управлять машиной в гололёд, нюансов было много, – рассказывает Виктор Белькевич. – Ребята посоветовали цепи на колёса надеть. Надел, поехал потихоньку… Осваивался долго. Грузишься долго, едешь долго, потому что страшно. И сейчас не могу сказать, что в гололёд без страха сажусь за руль. Но я придерживаюсь мнения, что страх должен быть. Если он отсутствует, нечего тебе на такой работе делать. Как у электриков: кто работает долго, начинает считать, что ничего с ним случиться не может. И обжигается на этом. Поэтому если страх пропадает, нужно менять профессию.
Помогал, конечно, и коллектив. Специфика тут своя: большую часть рабочего времени водитель проводит в дороге, в одиночестве. С коллегами пересекаешься только время от времени – в лесу на погрузке, на отписке. Но, несмотря на это, если вдруг нужна помощь, никто в коллективе друг другу не отказывает ни в помощи, ни в совете:
– Лес – дело такое, сломаться может каждый. Поэтому без помощи на дороге тебя не оставят никогда. Даже в ущерб своему графику мимо не проедут. Короче, без коллектива было бы тяжело работать.
Путь от начинающего водителя лесовоза до второго места на конкурсе «Лучший по профессии» двух лесных филиалов компании Виктор Белькевич проделал всего за два года. Руководство отзывается о нем как о человеке ответственном, всем интересующемся, не отказывающимся ни от каких задач. К технике относится внимательно, бережно. Недавно перешёл работать на новую Scania с автоматической коробкой передач. До того успел перепробовать все марки лесовозов, которые использует филиал. Но эту считает лучшей:
– Начинал на Volvo, потом ездил и на Mercedes, и на Scania с механической коробкой передач. Но наша Scania 6, с автоматической коробкой, самая лучшая: прямо небо и земля, едешь и отдыхаешь. За машиной, естественно, следим – все следят, машина кормит. Есть даже определённые правила. Например, у нас никто никогда смену не сдаёт, пока на машине грязь. Приехал, кабину отмыл, салон, только тогда передал сменщику.
О своей работе Виктор отзывается с теплотой. Отмечает:
– Лучшее, что в этой работе есть – это нахождение в лесу, с детства это люблю. И новичку эту профессию посоветовал бы сто процентов, ничего невозможного в ней нет, всему можно научиться.
Михаил Горбунов, фото автора