Свежие новости

10 Ноя 2025
Туалет под окнами, экзамены на категорию «D» и долг Минтранса
Новости

Туалет под окнами, экзамены на категорию «D» и долг Минтранса 

7 октября на постоянной депутатской комиссии по вопросам правовой и социальной защиты населения рассматривался вопрос о мероприятиях, направленных на привлечение к трудоустройству водителей общественного транспорта в Братске. Казалось бы, «проходной вопрос», но он вытащил на поверхность проблемы, которые город не в состоянии решить со времён СССР.

С основным докладом о проблеме выступил председатель комитета промышленности и транспорта администрации города Руслан Елизарьев. Собственно, если следовать его докладу, проблем несколько. Вакансии на предприятиях пассажирского транспорта Братска не закрыты по причинам того, что будущих водителей не устраивают размеры заработных плат. Даже несмотря на то, что обучение на категорию «D»  (эта категория в водительском удостоверении даёт право управлять автобусами и микроавтобусами, в которых более 8 мест без учёта кресла для водителя) в МУП «ЦАП» компенсируется на 100 %, а в Братском троллейбусном управлении (БТУ) выплачивается стипендия и «курсанты» могут подрабатывать кондукторами, количество выпускников иногда можно посчитать по пальцам одной руки.

Причина низких зарплат, в свою очередь, кроется в том, что тариф с марта 2025 года составил 40 рублей за поездку, а электроэнергия подорожала на 30 %, коммунальные услуги — на 8 %, топливо — на 13 % (и продолжает дорожать), газ — на 16 %, шины — на 12 %, запчасти — на 30 %. Плюс ко всему долг регионального Минтранса перед перевозчиками (не только муниципальными) составляет 45 млн рублей.

В январе этого года наша газета публиковала текст, посвящённый 50-летию БТУ («История о том, как в Братске выжил троллейбус»). Напомним, за свою полувековую историю предприятие пережило три тяжёлых кризиса (полностью текст можно прочитать на нашем сайте). В 2016 году муниципальные транспортные предприятия оказались на грани банкротства из-за куда как меньших сумм, недополученных из регионального бюджета.

Совершенно не окрыляют, но дают более глубокое понимание ситуации цифры по другим городам, которые привёл Руслан Елизарьев. Например, в Нижнем Новгороде в подобных предприятиях не хватает 45 % водительского штата, это 1,5 тысячи человек, в Красноярске — 30 % (более 600 водителей). Это означает, что ситуация в Братске будет становиться только хуже.

Представители автошкол пожаловались на то, что работники РЭО Госавтоинспекции, которые принимают экзамены, безусловно, справедливы, но порой слишком суровы, и даже несмотря на 100 часов стажировки после обучения далеко не всем претендентам на категорию «D» удаётся сдать экзамены по вождению.

Наконец, представитель БТУ рассказал, что несколько женщин-водителей отказались от дальнейшего обучения по простой, как может показаться, причине — на разворотном кольце на ул. Энгельса нет туалета для водителей. На самом деле, это не прихоть, не мелочь, как может показаться человеку, который в общественном транспорте бывает только в качестве пассажира. Задумайтесь, каково женщинам справлять нужду в кустах буквально в прямой видимости из окон близлежащих домов. Собственно, водители троллейбусов рассказывали автору текста, что, выходя на самый длинный маршрут № 4, и мужчины и женщины вынуждены предварительно обезвоживать организм, чтобы «не позориться» на конечной остановке по ул. Энгельса. К слову, вряд ли недостаток влаги в организме способствует реакции водителя. И особый момент этой проблемы в том, что в Братске решиться она не может ещё с советских времён, с момента продления троллейбусных маршрутов до улицы Энгельса, то есть элементарных удобств для водителей там не существовало никогда.

На личный взгляд автора, комитету промышленности не стоит придавать большого значения мотивационным видеороликам, снятым как бы для привлечения водителей на муниципальные предприятия, и вообще выдавать их за какую-то проделанную работу. Ситуация с муниципальным транспортом в Братске никогда не была простой. Нехватка водителей — это не заболевание, а симптом. Корни проблемы гораздо глубже и шире.

В мае 2025 года наша газета писала о том, как в Усть-Илимске закрылся «самый северный трамвай», и правда в том, что если бы Братск в 2022-2023 годах не получил бы 1,4 миллиарда рублей на обновление троллейбусного и автобусного парков по программе «Чистый воздух», то с большой долей вероятности в 2027-2030 годах в Братске вполне серьёзно встала бы проблема закрытия троллейбусного депо и, скорее всего, автобусного предприятия тоже. На самом деле программа «Чистый воздух» просто немного отсрочила кризис общественного транспорта, связанный с техническим оснащением. Но кризис кадровый развивается с приличной скоростью, и конца ему пока не видно. Понятно, что Братск не увернётся от повышения тарифов на перевозку, но и это полумеры.

Константин ГРАЧЁВ, фото автора

Похожие статьи