Свежие новости

18 Июн 2024
«У БРАТСКОГО МОРЯ» БЫЛО ТЕПЛО
Новости

«У БРАТСКОГО МОРЯ» БЫЛО ТЕПЛО 

В городе прошёл театральный фестиваль

Старт фестивалю дали мэр Братска Сергей Серебренников, директор филиала «Байкальской энергетической компании» ТЭЦ-6 Сергей Коноплев и управляющий «Альфа-Банк» в Братске Надежда Малина. Все отметили важное значение фестиваля «У Братского моря» имени Геннадия Михасенко для культурной жизни города, приветствовали участников, желали успеха форуму.

«У БРАТСКОГО МОРЯ» БЫЛО ТЕПЛО

 С 2016 года Братский драматический театр при поддержке администрации Братска и спонсоров проводит фестиваль, на который приезжают театральные коллективы  из разных городов, чтобы показать свои лучшие работы.

Москва, Санкт-Петербург, Томск, Омск, Вольск, Северск, Новосибирск, Усть-Илимск, Черемхово, Мотыгино, Кемерово, Улан-Удэ, Иркутск – это география братского фестиваля. В нынешнем, шестом по счету, приняли участие семь театров. И если с Усть-Илимским театром драмы и комедии, с Городским драматическим театром «Студия» Любови Ермолаевой, с Черемховским драматическим театром братчане уже знакомы, то спектакли Северского театра для детей и юношества, творческого объединения «Белая чайка» из Новосибирска, Молодежного художественного театра г. Улан-Удэ увидели впервые. Таким образом, не выезжая из города, братчане на четыре дня отправились в настоящее театральное путешествие.

«У БРАТСКОГО МОРЯ» БЫЛО ТЕПЛО

Но не только в этом ценность пребывания «У Братского моря». Фестивальные показы – особенные. Во-первых, потому, что актеры выкладываются, заходя за собственные горизонты мастерства – коллеги смотрят! Во-вторых, в зале создается особенная атмосфера. Актерские коллективы  других театров – не только требовательная, но и самая благодарная публика: они отмечают все нюансы спектакля, глубоко переживают смыслы, поддерживают товарищей. Находиться с ними рядом в зале – одно удовольствие.

 Собственно, и спектакли, которые в театральной среде называют «фестивальными», демонстрирующими уровень создателей, то есть основанные на качественной драматургии, экспериментальных режиссуре, сценографии, световой постановке и музыкальном оформлении, на интересных актерских работах, рассчитаны на просвещенного зрителя.

Братский драматический традиционно оформляет театр тематически к каждому фестивалю. Ранее был театральный музей, берег моря, вокзал…  А теперь – парк начала советских времен: эстрада и скамейки, столик в кафе с граммофоном, киоск «Соки-Воды», плакаты и афиши в стиле футуризма. Эта визуальная концепция перекликается с декорациями и периодом спектакля «Самоубийца» Братского драматического, который следовал за церемонией открытия.

«У БРАТСКОГО МОРЯ» БЫЛО ТЕПЛО

Главными зрителями фестиваля традиционно становятся дети. Младшим школьникам утром в день открытия показали сказку Киплинга «Кошка, которая гуляла сама по себе» режиссера Елены Журавлевой. В этой постановке все прекрасно: и ткани-декорации, и световое решение, и добрый голос сказочника актера Ростислава Плятта с пластинки, и образы, и грим, и актерская игра, и глубокая философия Киплинга о Человеке и Природе. Дети завороженно следили за действием, подсказывали персонажам, что нужно делать, и хотелось, чтобы это было, по Киплингу, «всегда, всегда и всегда». Фестиваль начался с детских криков одобрения и горячих аплодисментов.

И еще один спектакль – «Каштанка» режиссера Елены Журавлевой – для детей привезли актеры Усть-Илимского театра драмы и комедии. Спектакль 12+, для семейного просмотра. В фестивальном зале сидели дети и младше, но они отлично понимали Чехова и включались в происходящее. Этому помогали незаурядные данные усть-илимских артистов. Сыграть на балалайке, аккордеоне, фортепиано, спеть, зажечь в танце, взлететь под потолок, построить «египетскую пирамиду», жонглировать, сесть на шпагат (поперечный!) – да пожалуйста!

Декорации спектакля «Верую…» Северского театра для детей и юношества были лаконичны. Кстати, сделаны они мастерами Братского драматического, это точная копия северских, чтобы не везти. Но не только декорациями связаны два театра. Режиссер Юрий Попов ставил в Братске спектакль «Снегопад для Киры», который успешно идет. Актеры Северска, яркие, интересные, жили на сцене, плакали, пели и плясали. Потому впечатления от спектакля сильные. Братчане долго не отпускали Северский театр со сцены: «Браво!», «Молодцы!», «Приезжайте еще!».

 «Как я стал разговаривать с Толиком» по пьесе Йоси Олишевского поставил режиссер Артем Баскаков, он же – директор Молодежного художественного театра из Улан-Удэ. Спектакль родился из читки пьесы, которая вызвала большой отклик зрителей. И сейчас после каждого спектакля они остаются и обсуждают увиденное. На фестивале тоже есть обсуждения. Режиссеры и актеры обмениваются мнениями, и происходит это всегда живо, интересно, искренне, по-дружески.

Следующий показ фестивальной программы – «Клещ»  по пьесе Николая Коляды, режиссер Софья Овсянникова. Творческое объединение «Белая чайка» из Новосибирска – совсем юное. И это фестивальный дебют маленького коллектива, трех актрис, которые смогли погрузить в свою историю женской жажды любви переполненный зал камерной сцены.

Практически на все спектакли фестиваля были аншлаги. Но на показе  «Ромео и Джульетта» по Шекспиру от режиссера Алексея Размахова действительно яблоку негде было упасть. Впрочем, Черемховский драматический театр у себя дома на этот спектакль всегда собирает полные залы.

Воскресный фестивальный день открыл спектакль «Намжил Нимбуев. Стихи» в постановке Артема Баскакова, который особенно ждали почитатели поэзии и те, кто знал, что это такое – Молодежный художественный театр Улан-Удэ. Таким образом, предвкушали нечто особенное, ждали события и даже потрясения.  И оно произошло.  Но не только. Случилось открытие для всех нас поэта, философа мирового уровня. Каждый в зале услышал потрясающие стихи, а благодаря постановке – режиссуре, актерской подаче, авторской живой музыке, свету – впитал в себя, принял и стал другим – богаче на мысли, чувства, понимание главного, ценного, красивого. Все чувствовали это – и зрители, и участники фестиваля. На обсуждении  спектакля дали волю эмоциям:

– Вы вместе с Намжилом Нимбуевым убедили меня в том, что жизнь человеческая не бесследна. Спасибо за потрясающий опыт.

– Все впечатлены. Очень профессиональная работа, мы увидели авторский театр. Для меня – идеальный.

– Какая глубина в этой поэзии! Вы сделали ее доступной для нас красиво, бережно, стремительно. Часть поэта существовала в вас, это было прекрасно.

Фестивальные показы всегда сопровождаются бурными аплодисментами. А здесь были еще и слезы. Зрители плакали, это были слезы очищения, радости от того, что с душой произошло Чудо. Вот так работает настоящий театр.

Со «Студией Любови Ермолаевой» братские зрители уже знакомы – четвертый раз этот Омский театр приезжает на фестиваль. Поэтому знали, что омичи очень разноплановые, непредсказуемые. Что они и режиссер Виталий Романов  сделают с «Войцеком»  –  хрестоматийным материалом, который «проходят» в театральных вузах? Что это будет – психологическое исследование маленького человека, история антигероя, бытовая трагедия, криминальная драма? И фокус этой постановки, видимо, в том, что споры об увиденном продолжились и после показа, и на обсуждении. «Войцек»завершил фестивальную программу. Настало время подвести итоги.

Юрий Попов, главный режиссер Северского театра для детей и юношества:

– Когда мы собрались на фестиваль, я сказал своим ребятам: мы едем за достоинством. Это произошло. Мы познакомились с театрами, которые остро относятся к своей профессии. Мы были честны друг с другом на показах, на обсуждениях. Спасибо Братскому театру за то, что вывезли нас.

Андрей Воробьев, главный режиссер Братского драматического театра:

– В начале сезона, когда я пришел в этот театр, меня спросили, каким я вижу его. Я ответил:  полистиличным. Чтобы разные люди нашли в нем свое. И этот фестиваль получился очень многообразным. Я счастлив и профессионально, и по-человечески, что познакомился с такими мастерами. Я всегда стараюсь продолжать учиться, а фестиваль дает великолепные возможности пополнять свою режиссерскую копилку.

Анатолий Баскаков, художественный руководитель Молодежного художественного театра г. Улан-Удэ:

– Я удивлен неформальному, человеческому отношению. Весь театр был с нами неотлучно, работал, не спал, помогал. Мы ощущали тепло и любовь. Мы все тут подружились. Не думали, что все-таки удастся попасть сюда, но братчане всемерно помогли.

Елена Таксиди, режиссер и актриса Усть-Илимского театра драмы и комедии:

– Третий раз мы на фестивале. Мы с радостью едем в Братск, у нас глаза загораются, потому что мы знаем, что нас примут с радостью – и театр, и зрители. Каждый раз программа фестиваля разная, каждый фестиваль – особенный.

«У БРАТСКОГО МОРЯ» БЫЛО ТЕПЛО

Результаты фестиваля проявят себя со временем. А награды сегодня таковы:

— Усть-Илимский театр драмы и комедии: диплом «За любовь к детям, воплощенную на сцене»;

— Молодежный художественный театр г. Улан-Удэ: диплом «За восторг и потрясение»;

— Творческое объединение «Белая чайка», г. Новосибирск: диплом «За лучший фестивальный дебют»;

— Черемховский драматический театр: диплом «За смелый театральный эксперимент»;

— Городской драматический театр «Студия» Любови Ермолаевой»: диплом «За воплощение зарубежной драматургии»;

— Северский театр для детей и юношества: диплом «За правду прозы Шукшина, жизнь и красоту на сцене».

Елена Чайковская

Похожие статьи