Свежие новости

19 Сен 2021
УЧЕНИЧЕСТВО — СПОСОБ  УТОЛИТЬ «КАДРОВЫЙ ГОЛОД»
Новости

УЧЕНИЧЕСТВО — СПОСОБ УТОЛИТЬ «КАДРОВЫЙ ГОЛОД» 

О ТОМ, КАК В ГРУППЕ «ИЛИМ» РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ ПРИВЛЕЧЕНИЯ
ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ

В конце прошлого года в службе эксплуатации филиала «Финтранс ГЛ» в Братске (подразделение компании в городах присутствия) возник дефицит составителей поездов. За короткое время по разным причинам ушли пять специалистов. «Финтранс» подал заявку в региональный кадровый центр (РКЦ).

УЧЕНИЧЕСКИЙ ДОГОВОР

По словам главного специалиста отдела по найму и адаптации РКЦ Натальи Колесниковой, решение увидели в обучении за счёт компании по ученическому договору. Предложение РКЦ в «Финтрансе» одобрили, разработали «Положение об ученичестве» с участием всех ответственных структур, аналогичное тому, что действует в Группе «Илим».
— Объявили набор учеников. Задействовали все каналы в области передачи информации, — рассказывает Наталья Колесникова. — Нам позвонили человек пятьдесят. До площадки дошло около двадцати. Провели их тестирование, чтобы понять, насколько потенциальные ученики обучаемы, хватит ли у них усидчивости, терпения, желания. Получился мощный фильтр. После чего десять кандидатов пригласили на собеседование. Выясняли их мотивы, личностные особенности, коммуникативные навыки. Отобрали пятерых.
Трёхмесячное обучение проходило дистанционно по договору с учебным центром Ярославля, который готовит составителей поездов. Оттуда предоставили платформу, необходимый объём материала, распределённого по тематическим разделам. После каждой пройденной темы был тест, который считался успешно пройденным, если процент правильных ответов составлял не менее 80. Из Ярославля каждую неделю приходили отчёты. Результаты тестов показывали: подопечные учатся хорошо.
РКЦ со своей стороны предоставил компьютерный класс, занятия проходили с соблюдением всех мер предосторожности при ковиде. Руководитель службы эксплуатации «Финтранса» Алексей Вторушин пару раз в неделю приходил к ребятам, давал дополнительную информацию непосредственно по предприятию. По окончании обучения кандидаты сдали экзамен, прошли 30 смен стажировки. В июле вчерашние «ученики» начали работать самостоятельно.

«ИЛИМ СТАРТ» В ДЕЙСТВИИ

А ещё до пандемии кадровый дефицит коснулся станционных диспетчеров: двое из четырёх покинули предприятие. В рамках программы «Илим Старт» в поисках соискателей братчане побывали в Иркутском госуниверситете путей сообщения, где представляли «Финтранс ГЛ».
— В случае с диспетчерами необходимо фундаментальное образование, понимание всех процессов, происходящих на железной дороге, — делится Наталья Колесникова. — Здесь не возьмёшь любого, чтобы условно за три месяца обучить и доверить самостоятельную работу. Требуется профильное высшее или среднее профессиональное образование. Поэтому и было принято решение привлекать таких специалистов в «Илим Старт».
Вместе с руководителем службы эксплуатации провели скайп-интервью с тремя кандидатами. Двух пригласили на предприятие. Обе девушки иногородние — из Красноярска и Иркутска. Стажировка — от дежурной стрелочного поста до станционного диспетчера. И это правильно: диспетчер должен знать всё, иначе просто не сможет работать.
Выбор диспетчеров оказался верным. Например, Татьяна Тычинина приехала в декабре прошлого года. Нашла себя диспетчером контейнерного терминала. Ещё до истечения годовой стажировки (в рамках программы) с ней заключили трудовой договор и перевели на самостоятельную работу. Стажировка Виктории Власовой продолжается, девушка хочет специализироваться на позиции станционного диспетчера.
— Когда в ИрГУПС презентовали наш «Финтранс», студенты, а это выпускной курс, на 80 процентов уже были ориентированы на естественного монополиста — РЖД, — признаётся Наталья Колесникова. — Отсюда рассеянное внимание. Но мы понимаем, что с одного раза не получится. Нужны долгосрочные отношения во взаимных интересах. Конечно, в огромной степени это зависит от эпидемиологической ситуации. Личный контакт зачастую срабатывает лучше встреч в онлайн-формате.
Подготовила
Марина МАЛЫГИНА
Фото из архива

УЧЕНИЧЕСТВО - СПОСОБ  УТОЛИТЬ «КАДРОВЫЙ ГОЛОД»

Алексей Вторушин, руководитель службы эксплуатации филиала «Финтранс ГЛ» в Братске:
— Решение о заключении ученического договора — реальный выход для работодателя и для кандидатов. Когда мы объявили о наборе учеников, меня приятно удивило, что люди пошли. Потому что это удобно и привлекательно: одно из крупнейших в городе предприятие предлагает обучение, которое само и оплачивает.

УЧЕНИЧЕСТВО - СПОСОБ  УТОЛИТЬ «КАДРОВЫЙ ГОЛОД»

Мария Стриевич, руководитель отдела по найму и адаптации регионального кадрового центра:
— Будем практиковать эти формы в отношении других специальностей и для других сфер производства. Например, филиалу «Финтранса» требуются также машинисты тепловозов, помощники машинистов, на этих позициях работают люди даже пенсионного возраста. Не исключено, что и здесь воспользуемся положением об ученичестве, чтобы подготовить смену. С учётом дефицита квалифицированных рабочих специальностей на рынке труда и акцентом профильных учебных заведений на кадровые потребности РЖД правильным стратегическим решением остаётся обучение за счёт компании.
Программу «Илим Старт» тоже будем продолжать. Причем заходить в учебные заведения, думаю, надо осенью, а не только весной перед выпуском. Тогда больше вероятности сформировать у будущих выпускников устойчивый интерес к работодателю.

УЧЕНИЧЕСТВО - СПОСОБ  УТОЛИТЬ «КАДРОВЫЙ ГОЛОД»

Татьяна Тычинина, диспетчер контейнерного терминала:
— После окончания университета (ИрГУПС) я, естественно, начала искать работу. В Иркутске по моей специальности «организация и управление железнодорожным транспортом и грузовыми перевозками» без опыта не брали. Вихоревский отдел кадров РЖД предложил работу в Чуне, и пока ждала ответ, позвонили из «Илима». Свое резюме я не подавала, но, оказывается, однокурсница предложила вместо себя мою кандидатуру для работы в Братске.
«Илим Старт» привлек тем, что, во-первых, компания частично компенсирует оплату квартиры (в Чуне это не предусмотрено). Во-вторых, взяли без опыта работы на год стажировки. А через три месяца меня пригласили на постоянную работу. Спасибо моему наставнику Нине Михайловне Шмелевой.
Начинать самостоятельно, конечно, было страшновато. Но уже через три часа, когда в работу погрузилась, страхи прошли, просто не до них стало. Коллектив у нас очень хороший. Стажироваться довелось в каждой смене, поэтому везде меня знают, поддерживают, помощь с самого начала предлагают, говорят, звони в любое время. Даже «дочерью полка» прозвали.
Программа очень действенная. Скажу больше, одногруппники мне завидуют, родители очень довольны. Мне действительно повезло. И я бы очень хотела пожелать «Илим Старту» долгую жизнь, чтобы в программу попали следующие поколения выпускников вузов. Потому что это реальная возможность вчерашним студентам устроиться и наработать опыт.

УЧЕНИЧЕСТВО - СПОСОБ  УТОЛИТЬ «КАДРОВЫЙ ГОЛОД»

Алексей Азубеков, составитель поездов:
— Получить профессию мне помог ученический договор. До этого десять лет я отработал на лесохимии, искал возможность найти более квалифицированную, востребованную и оплачиваемую работу. Мне посоветовали позицию составителя поездов. Я почитал, заинтересовался, пришёл. Оформили ученический договор, в составе группы из пяти человек начал заниматься. Была теория за компьютером в учебном классе и стажировка на самом предприятии, со своим наставником.
И вот второй месяц я работаю самостоятельно. Конечно, ещё вникаю, много вопросов, разных ситуаций происходит, но базовые знания есть — это уже хорошо. Я рад, что мне удалось приобрести интересную и нужную профессию.

Похожие статьи