Свежие новости

04 Дек 2022
Новости

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ПАРЛАМЕНТА – ПАССАЖИРСКИЕ АВТОПЕРЕВОЗКИ 

10 октября состоялось очередное заседание Общественного совета при Законодательном собрании Иркутской области, в котором приняли участие депутаты заксобрания, представители правительства Иркутской области, в том числе министерства социального развития и службы по тарифам, члены Общественного совета, представители правоохранительных органов, структур контрольно-надзорной деятельности

В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ПАРЛАМЕНТА – ПАССАЖИРСКИЕ АВТОПЕРЕВОЗКИ

В повестке заседания значился один вопрос, и ранее он не рассматривался на заседаниях совета, а именно – о проблемных вопросах организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам.

Перед началом заседания депутаты во главе с председателем Законодательного Собрания Иркутской области Александром Ведерниковым посетили иркутский автовокзал, услугами которого ежедневно пользуется около одной тысячи человек.

Председатель Общественного Совета при заксобрании, президент Союза «Торгово-промышленная палата Восточной Сибири Алексей Соболь отметил в начале заседания, что хотя в Иркутской области и удалось сохранить автобусные маршруты, и за последние годы многое поменялось в сфере пассажирских перевозок, однако существующая система перевозок, по его словам,  не соответствует современным реалиям жизни, и говорить о ее быстром развитии в таких условиях невозможно.

Тема актуальнейшая, и при учёте сокращения железнодорожного транспорта, высоких цен на авиасообщение, труднодоступности населённых пунктов в нашем обширном регионе, пассажир, конечно, голосует рублём, и выбирает не всегда комфортный и безопасный способ добраться до нужного населённого пункта. Расписание межмуниципальных и пригородных рейсов большей частью сложилось уже давно, ещё в советское время, и как-то сохраняется до сих пор, – сказал он.

Председатель заксобрания Александр Ведерников выразил мнение, что для того, чтобы межмуниципальный автомобильный транспорт стал безопасными и комфортными, должна быть разработана комплексная система перевозок:

Перевозки – это, безусловно, социально значимый вопрос. Выдвигая требования к официальным перевозчикам, чтобы они повышали безопасность в первую очередь и комфорт, мы понимаем, что это – дополнительные затраты. А если мы ещё одновременно не будем уменьшать долю, скажем так, «серых» перевозок, то мы, получается, ещё и уменьшаем у официальных перевозчиков их выручку, а соответственно – и финансовые возможности на совершенствование своей системы безопасности и повышения качества перевозок. Необходима разработка комплексной системы организации дорожного движения в рамках конгломерации, а также обновление автобусных парков за счёт коммерческих взаимоотношений с банками и лизинговыми кампаниями. В целом есть уже понимание, что нужно уходить от этого хаоса в перевозках к какой-то единой понятной прозрачной схеме, тем более, что есть положительные опыты других регионов.

После этого был заслушан доклад министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максима Лобанова, в котором он отметил, что потенциал развития вопроса транспортных перевозок в нашем регионе высок, тем более – учитывая общую протяжённость дорог. Он также отметил, что автобусный транспорт в последние годы стал массовым и самым доступным как среди жителей региона, так и среди туристов: на сегодня в области 367 маршрутов межмуниципального значения, из них 229 – пригородного значения и 139 – междугородного. Министр выделил основные проблемы транспортных перевозок: отсутствие автомобильных дорог, отвечающих требованиям безопасного дорожного движения (около 70% от общего числа дорог), несовершенство законодательства, высокая изношенность подвижного состава, наличие нелегальных перевозок пассажиров на межмуниципальных маршрутах, необходимость заключения государственных и муниципальных контрактов путём установления вида перевозок по регулируемым тарифам. Отметил он и то, что много неудобств пассажиры получили в результате ограничений пандемии, когда перевозчики меняли маршруты и их периодичность, чтобы минимализировать убытки. Проблемы с транспортом есть и в небольших населённых пунктах, где организация регулярных перевозок требует дополнительного финансирования из бюджета области, потому что пассажиропоток не обеспечивает перевозчикам рентабельность. По словам докладчика, этот вопрос решается с 2020 года, и уже введено 14 регулярных маршрутов на регулируемых тарифах.

Министерством был разработан проект программы, которую мы хотели бы до конца года обсудить с общественностью, с депутатами законодательного собрания, с мэрами районов, – сказал министр. – Мы понимаем, что не представляется возможным купить все маршруты для всех 452 малых населённых пунктов. Но мы разработали чёткие критерии по интенсивности перевозок, по количеству проживающих, и понимаем, что можно решить этот вопрос с мэрами районов, осуществляя подвоз пассажиров от совсем малых населённых пунктов до дорог с регулярным транспортным сообщением. И всю эту маршрутную сеть мы готовы также до конца года представить на обсуждение, и с 2023 года внедрять ее на региональных дорогах.

Сказал министр и о контрольной деятельности:

Контроль как наказание – он прописан законами, перевозчики понимают свою ответственность, но Ространснадзор наш региональный, который ответственен за соблюдение правил, устанавливаемых министерством, к сожалению, в силу своих ограниченных возможностей по штатной численности людей, не может охватить такую протяжённую дорожную сеть и такое количество перевозчиков.

После доклада министра Константин Шумков, председатель Иркутской региональной организации Всероссийского общества инвалидов, обратил внимание министра на то, что общественный транспорт не доступен людям с ограниченными возможностями. И это при том, что на Байкале и в Иркутске проводится много мероприятий, в том числе и спортивных, для таких людей, но именно неприспособленность транспорта лишает людей с инвалидностью возможности передвигаться по Иркутской области. Максим Лобанов признал, что эта проблема – действительно недоработка министерства, потому что доступность транспорта для маломобильных граждан носит больше рекомендательный характер, чем является необходимым требованием для получения контракта на осуществление пассажирских перевозок.

Была поднята и такая проблема, когда в некоторых населённых пунктах или на определённых маршрутах десятки людей часами стоят на остановках и готовы платить деньги, но не могут уехать. Максим Лобанов пояснил, что чаще всего проблема – в нерентабельности этих маршрутов или низкой пропускной способности дорог, по которым проходит маршрут. Но её поможет решить с 2023 года как раз разработка и внедрение комплексной системы организации дорожного движения в рамках конгломерации.

Депутат заксобрания Денис Шершнев отметил, что в сельской местности рентабельных маршрутов просто нет, либо стоимость проезда быть запредельно дорогой. Также он сказал, что на уровне муниципалитетов была попытка решить этот вопрос, но муниципалитеты не в силах сами справиться с этой проблемой. Даже при наличии нескольких рентабельных маршрутов, за счёт которых, казалось бы, можно было бы вытянуть нерентабельный, перевозчики его не вытягивали. Александр Ведерников ответил на это, что дело в регулируемых тарифах, но что решение именно этого вопроса пока идёт в области плохо, и отметил, что за два года уже пора было бы определиться, какие именно населённые пункты у нас труднодоступные или малые, и делать их с регулируемыми тарифами, дотировать маршруты туда.

Депутат заксобрания Анатолий Обулов передал недовольство жителей тех населённых пунктов, где произошло сокращение количества электричек, а вместо этого жителям предоставили возможность ездить на маршрутках: жителей не устраивает ни количество, ни качество, ни возможности таких перевозок, спросил, можно ли решить эту проблему, и попросил министра взять на контроль этот вопрос, рассмотрев альтернативные автотранспорту виды перевозок, в том числе железнодорожные и водные.

Представитель ПАО «Сбербанк» Анастасия Кулебякина затронула вопрос транспортных карт для льготной категории граждан. Она отметила, что на сегодня льготники могут пользоваться при проезде только транспортными картами, и это ограничивает их возможности, в связи с чем в банк поступили обращения от льготников и от региона по организации контроля поездок, но посредством банковских карт. Это, по ее словам, позволит сократить расходы региона на выпуск транспортных карт, и уже сейчас «пилотный» вариант находится в процессе тестирования, но реализации этого проекта мешает то, что законодательно закреплен проезд именно по транспортной карте. Поэтому ее вопрос был о том, есть ли в планах министерства изменения в законодательстве для того, чтобы льготники могли пользоваться банковскими картами для проезда на межмуниципальных перевозках. Министр пояснил, что на сегодня единственная трудность участия сбербанка состоит в том, что министерство не устраивает финансовое управление банка, потому что технически сбербанк сегодня не готов выполнить определённые требования министерства.

Александр Ведерников предложил внести этот вопрос в проект решения, пояснив, что в своё время его уже пытались решить, но не нашли конкретного закона, куда можно внести подобные изменения.

Это тот вопрос, с решением которого не надо тянуть, – сказал он. – Надо создать правовую основу для цифровизации здравоохранения и транспорта.

Депутат заксобрания Наталья Дикусарова заострила внимание на том, что в отдельных районах области жители вообще не могут пользоваться льготами и льготными картами внутри муниципалитетов.

И к решению этого вопроса нужно подойти системно, а не говорить о том, что это полномочия местного муниципалитета, – сказала она. – Поэтому есть тоже предложение это обсудить, потому что эта тема, может быть, даже важнее, чем муниципальные маршруты.

Министр отметил, что если организация перевозки льготных категорий граждан входит в полномочия министерства транспорта, то право организации этой деятельности в большей степени относится к полномочиям министерства соцразвития, и обещал проработать этот вопрос с министерством социального развития, подготовить с ним предложения и направить их в адрес правительства Иркутской области. Также министр отметил, что перевозчики наоборот с большим удовольствием идут на урегулированные тарифы, так как повышается рентабельность маршрутов за счёт того, что их издержки покрывает министерство. Наталья Дикусарова в свою очередь возразила ему, что наличие валидаторов даже в регулируемых тарифах нигде законодательно не прописано.

Если у нас в регулируемых тарифах нигде законодательно не прописано про валидаторы, то что в нерегулируемых? Тема валидатора, в том числе тема, которую поднял представитель сбербанка, – это тема комплексного подхода, – сказал Александр Ведерников. – И возможно, ее нужно решать совсем другим способом. Посмотреть лучшую практику и, может быть, на площадке органов исполнительной власти безвозмездно наделять перевозчиков валидаторами. Потому что по сути – это просто механизм предоставления льгот. Это транспортная система предоставления льгот.

Депутат Светлана Шевченко спросила, почему в реестре числятся 55 недействующих маршрутов. Максим Лобанов ответил, что есть дублирующие маршруты, сейчас идёт их оптимизация.

Затем на заседании был заслушан содоклад врио начальника УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области Сергея Глызина, в котором он, в частности, сказал, что регулярно ведется контроль за перевозчиками, выявляются нелегальные перевозчики, проводятся скрытые проверки по маршрутам передвижения автобусов, в результате которых более 24 тысяч автобусов было осмотрено, более 20 тысяч водителей было привлечено к ответственности, а 42 водителя не имели лицензии на перевозку.

Светлана Шевченко спросила о том, кто отвечает за перегруз транспорта?

– Ответственность несет водитель транспорта, – сказал  Сергей Глызин.

Следующим выступил председатель Правления секции Ассоциации «Дорожное хозяйство и транспорт» некоммерческой организации «Ассоциация муниципальных образований Иркутской области» Евгений Липатов:       

Мы собрали проблемные вопросы. В целом, это повышение проезда самостоятельно перевозчиками, не оповещая жителей и администрации муниципалитетов. Здесь должны быть выставлены какие-то пределы, потому что людям непонятно, почему повышается стоимость. Жители и депутаты ждут какую-то единую стратегию по развитию автотранспорта в целом по области. Вторая немаловажная проблема: отсутствие нормальных автовокзалов. В муниципалитетах их либо вообще нет, либо они отданы в частные руки. Ни о какой транспортной безопасности или комфортном пребывании не может даже идти речь.

Также он обратил внимание на то, что нужна программа по обновлению автопарка перевозчиков.

Затем слово взял первый заммэра Иркутска Андрей Южаков.

Иркутск автоматически собирает все проблемы, о которых мы сегодня говорим. 93 внутригородских маршрута, – сказал он. – Межмуниципальный маршрут забирает часть бизнеса у тех организаций, которые осуществляют городские перевозки. Разработка транспортной схемы на агломерацию – это то, чему мы должны уделить внимание в ближайшее время.

После этого замруководителя Управления ФАС Вадим Александров рассказал, какие проблемы возникают при проведении конкурсов.          

По итогам заседания принято решение – парламентский контроль усилить, работу по затронутым в ходе заседания вопросам продолжить в первом квартале 2023 года. Правительству региона предложено было рассмотреть вопрос о разработке и утверждении комплексной схемы организации дорожного движения, которая в том числе позволит участвовать в федеральных программах. Кроме того, в регионе предлагается внедрить единую универсальную социальную карту для льготных категорий пассажиров.

Комментарий

Депутат Законодательного собрания Иркутской области Георгий Любенков:

– Рассмотренный на заседании Общественного Совета вопрос организации автомобильных пассажирских перевозок по межмуниципальным маршрутам чрезвычайно важен и актуален для всех жителей области. С одной стороны, этот вид перевозок наиболее востребован, в силу его доступности для большей части населения в условиях высоких цен на авиаперевозки. С другой стороны, при организации пассажирских перевозок возникает масса вопросов, решение которых – дело не одного дня. Это и состояние дорог в регионе, и высокая степень износа подвижного состава, и вопросы безопасности и уровня комфорта для пассажиров. Причем, межмуниципальные маршруты по госконтрактам до сегодняшнего дня не организованы в отдаленных, северных территориях области, что вызывает массу обоснованных жалоб жителей.

Мы уже рассматривали на сессиях вопрос организации межмуниципальных перевозок, как в нынешнем созыве Законодательного Собрания, так и в предыдущем, в 2015-м году, когда был принят 220-й федеральный закон и к его реализации возникла масса вопросов. Положительные сдвиги есть, но не все решается так быстро, как хотелось бы всем нам, жителям области.

Хорошо, что Общественный Совет также подключился и вынес свои рекомендации по вопросу организации пассажирских перевозок и в адрес областного парламента, и в адрес правительства региона. Правильно и то, что уже в первом квартале решено вернуться к рассмотрению этого вопроса вновь, чтобы проконтролировать принятые Советом решения. Потому что, как правильно отметил Александр Ведерников, высокие стандарты автомобильных пассажирских перевозок – задача непростая, но жизненно важная и ее необходимо решать в кратчайшие сроки, используя положительный опыт соседних регионов.

Похожие статьи