Свежие новости

«ВТОРОЙ ТРАНССИБ» ЛЕОНИДА ШИНКАРЁВА
Факт

«ВТОРОЙ ТРАНССИБ» ЛЕОНИДА ШИНКАРЁВА 

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ С СОВЕТСКИМ ЖУРНАЛИСТОМ

23.07.2019

Это телефонное интервью с журналистом Леонидом Шинкаревым, который долгие годы работал в газете «Известия». Мы разговаривали с ним летом 2014 года, а накануне страна заговорила о «втором дыхании» Байкало-Амурской магистрали. Решение о строительстве вторых путей БАМа было принято «на самом верху». Поэтому весь разговор с Леонидом Иосифовичем сводился к БАМу. Вернее, он сам к этому подводил. Слишком важными для него были годы журналистской работы, посвященные магистрали. В конце семидесятых в московском «Политиздате» была отпечатана книга Шинкарева «Второй Транссиб». Краткий анонс к ней сообщает: «Книга журналиста-известинца посвящена одной из важнейших строек современности — Байкало-Амурской магистрали. Это художественно-публицистическое повествование об экономическом и социальном значении Байкало-Амурской магистрали для развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока, и в то же время — это рассказ о проблемах нравственных, связанных с хозяйственным освоением обширных территорий, примыкающих к рельсовому пути. Книга адресована широкому кругу читателей, и прежде всего молодежи».

Всем известно, что одна из стратегических транспортных магистралей страны — легендарный БАМ. Это был грандиозный проект советских времен протяженностью четыре тысячи километров — от Тайшета до Советской Гавани. В результате строительства магистрали Россия получила второй железнодорожный выход к Тихому океану, доступ к богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока. Так пишут СМИ. В этом году БАМу исполнилось 45 лет. По этому случаю по всей легендарной ветке прошел «ветеранский поезд», на станциях бамовцев (почти все они пожилые люди) встречали хлебом-солью и праздничными концертами.

КАК МЫ ДОГОВАРИВАЛИСЬ…

Надо сказать, что я долго добивалась встречи с Леонидом Иосифовичем через Фреда Павловича Юсфина, и он уже почти согласился (не мог отказать своему старому другу), но в последний момент что-то не получилось, и мы решили поговорить хотя бы по телефону.

— Я готовлю сейчас в издательство книгу про Евгения Евтушенко, и у меня нет ни минуты свободного времени, — говорил Леонид Шинкарев в трубку. – Это очень напряженная работа, ограниченная графиком сдачи в печать.

Леонид Иосифович очень торопился, но все же мы немного поговорили о его прошлом, о командировках по Восточной Сибири в качестве собкора «Известий».

Напомню, что это был 2014 год, а к концу года одно из московских издательств готовило к выходу книгу Шинкарева «Старая рында», в которой использовались старые фотографии из уникального альбома Зои Ян-Фа, не так давно подаренного ею библиотеке им. Сербского. Кстати, Зоя Александровна рассказывала, что Леонид Иосифович был частым гостем в Братске. Один из его последних визитов в город совпал с презентацией новой книги Евгения Евтушенко, выпущенной в иркутском издательстве. И они приехали в город вместе. На самом же деле таких «братских» визитов у Шинкарева, по словам Зои Ян-Фа, было около пяти, и Братск стал для него почти родным.

В газете «Знамя» интервью публикуется впервые. Спустя ровно шесть лет.

УРОКИ АКАДЕМИКА АГАНБЕГЯНА

— Я семь лет отработал корреспондентом «Известий» по Восточной Сибири в той зоне, по которой проходила Байкало-Амурская магистраль. И к началу строительства БАМа практически обошел все эти места. У меня не было первоначальной цели писать о БАМе, я знал здесь все досконально, потому что был корреспондентом по Восточной Сибири. Когда постановление о начале стройки было подготовлено, большая часть материала у меня уже была собрана. Может быть, поэтому ко мне обращались редакции журналов и издательств с просьбой дать им материал о БАМе. Среди них был и журнал «Новый мир». В одном из первых номеров 1975 года в нем была напечатана большая аналитическая статья со сравнениями «Большой чертеж Сибири». Обращались из издательства «Советская Россия». Они издавали книгу и тоже попросили что-то о БАМе, и позже ее напечатали. Она называется «Байкало-Амурская магистраль». Многие страницы из этой книги вошли в мою большую книжку, посвященную БАМу. Опорой для создания книги для меня стала дружба и добрые человеческие отношения с учеными института экономики РАМН, с академиком Аганбегяном. Именно он был «мозгом» БАМа. Я старался не пропускать научные конференции по вопросам строительства магистрали, которые проходили в Новосибирске, Красноярске, и поэтому с первых же дней был вооружен фактажом. А осмысление, как писать книгу, приходило уже в ходе общения с командой проектировщиков, с медиками, которые говорили также и о медицинских проблемах при освоении этой территории и строительстве БАМа. Это ведь была не просто стройка любыми путями. Здесь много думали о решении социальных вопросов.  

Получается, что материал для журнала был написан сорок с лишним лет назад. И основная новомирская публикация легла в основу книги, мне пришлось ее дописывать и дорабатывать.

БАМ – ЭТО НЕ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА…

— Мне кажется, что общество с трудом сегодня верит в то, что БАМ – это не просто железная дорога. Построить БАМ в любом месте не ахти какая проблема и технически, и технологически. Дело в том, что БАМ создавался для решения исторической и экономической задачи. Это инструмент для освоения новых территорий, богатых необходимыми для развития страны ресурсами – в том числе, в Якутии. Первоначально речь шла о создании связанных между собой промышленных территориально-производственных комплексов, которые могли бы давать необходимые ресурсы и на месте их перерабатывать, а в итоге торговать не дешевым сырьем, а готовой продукцией, что для государства намного важнее. Кроме того, есть еще один немаловажный момент. Это возможность для повышения квалификации работников. Одно дело работать лопатой, а другое — на компьютере. Это ведет к новой философии. Мне кажется, это глобальное значение БАМа немного забыто. Суета между шпалами затмила все это. На начальном этапе разработки проекта и строительства магистрали власти четко понимали, что они строят за 30-40 лет до освоения района. С перспективой привлечения сюда вкладчиков и создания новых капиталов. Главная мысль – это затевалось не ради железной дороги как таковой, а ради того, чтобы железная дорога стала развивать инфраструктуру, производительные силы в Сибири и на Дальнем Востоке. Сегодня БАМ перевозит мало. Много лет БАМ спал, потому что пришли горлопаны, которые объявили все это выдумкой, и это затормозило строительство. И я рад, что к идее БАМа власти все-таки вернулись. И было очевидно, что это рано или поздно произойдет.

Работая корреспондентом «Известий» по Восточной Сибири, я много разговаривал с людьми. И пытался выяснить, что для них значит БАМ. Однажды в тайге встретил эвенка и спросил у него: «Зачем вам нужен БАМ?». Он вытянулся в струнку и ответил, что БАМ несет процветание.

Суть моей книги о БАМе заключается не в том, чтобы описать строительство Байкало-Амурской магистрали. Мне хотелось понять тактику и стратегию освоения Восточной Сибири, ведь раньше никакой стратегии не было. БАМ и был стержнем этой стратегии. Я хотел показать грандиозность и значение этого проекта, хотел, чтобы власти относились к нему более серьезно. И думаю, что мои публикации какую-то пользу принесли.  

А Братску передайте привет. В 1963 году я был в Братске вместе с Евгением Евтушенко. В 1964 году он читал здесь поэму «Братская ГЭС». Мы приложили усилия и помогли Фреду Юсфину, чтобы в Братске побывали чешские путешественники. Я часто бывал у Фреда, когда он проводил устный журнал «Глобус». Это была интересная жизнь – увлеченные своей работой люди… Наймушин, Гиндин, Марчук. Я писал о них…

БИОГРАФИЯ:

Леонид Шинкарёв окончил историко-филологический факультет Горьковского (Нижегородского) университета. Начал трудовую деятельность школьным учителем в селе Кошелиха Горьковской области, был сотрудником «Арзамасской правды», пять лет работал на Дальнем Востоке в Приморском отделении ТАСС (Находка) и в краевой газете «Красное знамя» (Владивосток).

В дальнейшем на протяжении 34 лет работал в газете «Известия», в том числе собственным корреспондентом по Восточной Сибири, в МНР, КНДР, юго-восточной Африке (Мозамбик, Мадагаскар, Зимбабве, Замбия, Танзания, Лесото, Свазиленд, Маврикий, Сейшельские острова и др.). В 1980—1990-х гг. в Москве, специальный корреспондент.

Участвовал в многочисленных путешествиях и экспедициях, начиная с первой советской промысловой экспедиции на тунцелове «Нора» за тропическими рыбами в Индийском океане (1961). Руководил журналистскими экспедициями от истока до устья сибирских рек: Лены (1967), Витима (1969), Вилюя (1973), Алдана (1975), Колымы (1977), Селенги (1980). Побывал на дрейфующей станции «Северный полюс-15», у индейцев Амазонки, бушменов пустыни Калахари, аборигенов Тасмании.

Член Союза писателей СССР. Член Союза писателей Москвы. Лауреат премий Союза журналистов СССР и России. В 2006 году Союз журналистов России присвоил Леониду Шинкарёву почётное звание «Легенда российской журналистики».

Ирина ЛАГУНОВА

PS. Автор выражает благодарность депутату Государственной Думы РФ Андрею Чернышеву за то, что появление этого интервью стало возможным даже спустя много лет.

Похожие статьи