Свежие новости

09 Дек 2022
ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ ЕСТЬ, ИХ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ
Новости

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ ЕСТЬ, ИХ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ 

16 февраля в Братском политехническом колледже (БрПК) прошёл «круглый стол» с участием представителей учебного заведения и предприятий города, в том числе Группы «Илим»
Мероприятие было включено в деловую программу VII Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Иркутской области и посвящено аспектам взаимодействия предприятий с учебным заведением в интересах подготовки кадров. Группу «Илим» представляли директор регионального кадрового центра в Братске Светлана Зайцева и руководитель службы – главный метролог филиала в Братске Сергей Петухов. Также участниками «круглого стола» стали представители ООО «Братскхимсинтез» и Братского филиала центра стандартизации, метрологии и испытаний.

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ ЕСТЬ, ИХ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ РАБОТОДАТЕЛЯ

Работодатель ждёт выпускника – молодого специалиста, который ответственно относится, хочет и умеет работать. Образовательная организация, работая по своим стандартам, не всегда понимает, какими конкретно профессиональными компетенциями должен обладать выпускник. Как найти баланс между ожиданиями работодателя и стандартами обучения? Как вырастить и направить на производство конкурентоспособного специалиста? Ответы на эти вопросы участники «круглого стола» искали на примере остродефицитной сегодня профессии – мастер КИПиА.
– Второй год мы работаем в условиях дефицита кадров: специалисты нам нужны вчера, сегодня, завтра, – описал ситуацию в филиале Сергей Петухов. – В нашу службу автоматизации требуются слесари и наладчики КИПиА, инженеры-электроники, инженеры по наладке и испытаниям, эксперты. У нас даже работают, и достаточно успешно, студенты четвёртого курса колледжа, которые ещё не закончили учиться. У них есть теоретические знания, а практические навыки приобретают на производстве.

– Профессия непростая: грамотный специалист, нужный предприятию, должен обладать широким багажом знаний и навыков, чтобы успешно выполнять свои функции, – вступила в разговор заместитель директора БрПК по учебной работе Татьяна Деркач. – На предприятиях много разных приборов: датчиков, счётчиков. За ними нужно качественно следить, контролировать их работу для бесперебойного управления технологическим процессом. Мы должны сформировать не просто профессиональные компетенции, а под конкретный вид деятельности. Но насколько они отвечают требованиям предприятия? Нам это важно понимать, чтобы какие-то направления подготовки расширить, а другие, наоборот, сократить. Поэтому в содержание образовательной программы давно включена вариативная составляющая, которую мы формируем по рекомендациям работодателей.
Для начала работы достаточно наличие общих профессиональных компетенций, специальным навыкам с учётом специфики предприятий, уникальности оборудования и особенностей технологии обучат на предприятии. Главное – заинтересованность и мотивация на работу. Такую позицию обозначили представители предприятий. «Илим» ещё и за программы, разработанные с учётом требуемых профессиональных компетенций. И в поддержку этого процесса приобретает для колледжа оборудование, которое эксплуатируется на комбинате. Это помогает освоить по крайней мере часть необходимых навыков. Благодаря предложениям в вариативную часть программы и учебный план ребята со второго курса занимаются на этом оборудовании. И на четвёртом уже неплохо ориентируются.
– Польза такого подхода очевидна, – прокомментировала директор БрПК Алла Ишкова. – Тем более, мы заранее обговаривали со специалистами комбината, какое именно оборудование нужно закупить, чтобы выпускник по окончании колледжа был максимально готов, и процесс адаптации на предприятии прошёл легче.

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ ЕСТЬ, ИХ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

СЕМЬЯ – ШКОЛА – КОЛЛЕДЖ – ПРЕДПРИЯТИЕ

Другой аспект взаимодействия – совместная профориентационная подготовка. В этой связи пример «Илима» особенно показателен. В рамках проекта «Проф-Илим» с участием школы 24 и средних специальных учебных заведений сформировалась цепочка – школа-колледж-предприятие.
Этой же цели служат экскурсии на комбинат, профориентационная игра «Илим Quiz», конкурс «Лучший стажёр-практикант». Каждое мероприятие – новая возможность информировать и привлекать внимание молодёжи к наиболее востребованным профессиям.
– Но многое зависит от воспитания в семье, – поделилась Светлана Зайцева. – Мы неслучайно зашли с проектом «Проф-Илим» в школу. По результатам двух лет девять ребят поступили в колледж. Теперь важно, чтобы и работать они пришли к нам после обучения. На экскурсиях-то глаза горят: ребятам интересно, как устроено современное оборудование. А когда возвращаются домой, слышат, в том числе от родителей – не вздумай туда идти, только не сюда… Вот и результат: кадровый голод. Не престижно стало работать на предприятии. Современный лозунг молодёжи: здесь и сейчас. Поэтому нередко выбирают сферы, далёкие от профессии, но где свободный график работы и быстрые деньги.
А те, кто приходит, зачастую сразу дают понять: они здесь ненадолго. Как следствие, у работодателя нет желания вкладываться в сотрудника, не приносящего прибыль, не заинтересованного в результатах деятельности компании. В службе автоматизации есть свои ключевые показатели деятельности, которые нужно достигать. Поэтому важно, чтобы ребята хотели работать. Тогда и предприятие ищет, как замотивировать, что предложить.
– Например, наши четверокурсники пошли на совмещение учёбы и работы сознательно, потому что хотят работать, – дополнил Сергей Петухов. – Они уже не стажёры, а слесари КИПиА и работают за зарплату. Наставники, конечно, заинтересованы, чтобы эти ребята остались.

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ ЕСТЬ, ИХ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

МЫ НУЖНЫ ДРУГ ДРУГУ

Трудоустройство по специальности – один из критериев деятельности образовательной организации. Как прозвучало на встрече, за вычетом поступивших в вуз, ушедших в армию и декретный отпуск должно быть трудоустроено 62,5 процента выпускников.
Что делать? Как привлечь выпускников? Как погрузить в профессию? Варианты есть.
– Например, мы начали рассматривать возможность целевого обучения, пока с вузами, но хотим поработать в этом плане и со средними учебными заведениями, – сказала Светлана Зайцева. – Установка такая: после колледжа выпускник пришёл к нам на производство, а дальше уже за счёт работодателя получает высшее образование. Для молодого специалиста тройной плюс: стаж работы, образование, гарантированное рабочее место.
Хотим попробовать на выпуске этого года. Посмотреть, насколько ребята готовы прийти на производство, стать профессионалами и получить высшее образование. Понимаем, что будут уходить на сессии, но большую часть времени проводить на производстве, нарабатывать определённые навыки.

ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ ЕСТЬ, ИХ НУЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

Участники признали: нужна постоянная, совместная, системная производственная профориентация. И не с третьего курса, когда нужно выходить на практику, а раньше, со школы. Разработку программы ранней производственной профориентации взял на себя колледж. Когда проект будет готов, его представят предприятиям для внесения замечаний, исправлений и дополнений.
– И будем работать. Мы нужны друг другу, чтобы повысить престиж профессии, учебного заведения, чтобы предприятия получали специалистов по направлению, – заключила Татьяна Деркач. – Производственная профориентация – это ведь не только экскурсии, конкурсы, олимпиады. Она проявляется в культурно-массовых, спортивных мероприятиях. Волонтёрское движение тоже может быть совместным. Точки соприкосновения есть, их нужно использовать. Это должно дать результаты.

Марина МАЛЫГИНА
Фото Елены Волковой

Похожие статьи