Свежие новости

«ЛОВЕЛАС» ПО ДОСТОЕВСКОМУ
Факт

«ЛОВЕЛАС» ПО ДОСТОЕВСКОМУ 

МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ СИМБИОЗ ПОКАЗАЛИ БРАТЧАНАМ КРАСНОЯРСКИЕ АРТИСТЫ

24.05.2019

На прошлой неделе в Братске произошло заметное «музыкально-драматическое» событие. К братчанам приехал хоровой ансамбль солистов из Красноярска с понятным не для всех названием «Тебе поемъ». Артисты привезли музыкальную драму, можно даже сказать, оперу, в двух действиях по пьесе Александра Чайковского «Ловелас». В ее основе – повесть Фёдора Достоевского «Бедные люди», режиссер-постановщик – заслуженный артист РФ Василий Вавилов, либретто Валерия Семеновского. Художественный руководитель ансамбля, и он же его основатель – заслуженный деятель искусств РФ Константин Якобсон.


СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛ…

Название ансамбля возникло из первых слов текста канонического песнопения русской православной церкви «Тебе поем, тебе благословим, тебе благодарим, Господи…». Изюминка коллектива – духовная музыка современных композиторов и классиков Бортнянского, Чайковского, Рахманинова… А в Братск артисты приехали с не похожим ни на что произведением искусства, в котором перемешалось все – опера, классическая актерская игра и даже современная музыка. В составе инструментальной группы в Братск приехали Светлана Мягкова (рояль), Алексей Крыжановский (ударные) и Татьяна Завьялова (орган).

Перед спектаклем руководитель коллектива, дирижер Константин Якобсон обратился к публике.

— «Ловелас» — это спектакль совсем еще молодой, — сказал он. — Премьера состоялась в Красноярске в мае 2017 года, до этого спектакль побывал в Москве. Мы представляли его на двух площадках — на сцене Московской консерватории и на сцене театра имени Натальи Сац. Несколько раз мы показывали спектакль в Красноярске. Пьеса Валерия Семеновского создана по мотивам первой повести Достоевского «Бедные люди». И безусловно, в нее внесено много изменений. В романе только два действующих лица – молодая девушка Варенька и чиновник низкого ранга Макар Девушкин. Два действующих лица в романе ведут переписку. А в пьесе у Семеновского появляется третье действующее лицо по имени Некто. Некто читает фрагменты из писем, в которых ведется разговор не только о лирических чувствах. В спектакле есть отступления с участием Петра Первого или кухарки Федоры. Некто обращается к зрителям, комментирует действие.

По словам Константина Якобсона, спектакль интересен еще и тем, что это не чистая опера, а музыкальная драма, потому что на сцене не только поют, но и произносят диалоги.

— Это спектакль диалогов, но в то же время он и опера, потому что в нем звучат оперные арии и оперные ансамбли между Девушкиным и Варенькой, — отмечает Константин Якобсон. – В спектакле есть все. Это симбиоз драмы и оперы.

Руководитель ансамбля также рассказал о том, что давно знаком с композитором Александром Чайковским и очень рад тому, что красноярские артисты стали первыми исполнителями его музыкальной драмы по повести Достоевского.

«В ЕВРОПУ ПРОРУБИЛ ОКНО…»

Драма названа «Ловелас» не случайно. Такое изменение связано с тем, что авторы спектакля постарались передать особенности романа через восприятие современного зрителя, и акценты соответственно расставлены на том, что понятно и близко читателю из XXI века. Это драматические переживания двух героев, представителей невысокого сословия. Это финансовые сложности Макара Девушкина и его попытки выглядеть галантным и обеспеченным чиновником, при этом проживающим в убогом углу за кухней или за лестницей из-за экономии средств. И это душевные терзания Вареньки, которой пришла пора срочно выходить замуж, а ее первый кавалер умер от скоротечной чахотки. Здесь хотелось бы остановиться на виртуозности актеров не только как оперных исполнителей. Например, господин Некто в исполнении заслуженного работника культуры Красноярского края Ивана Сосина показывает «скоротечную чахотку» невероятным гимнастическим кульбитом. Это и есть мастерство драматического артиста. Еще один сюжет связан с Петром Первым, прорубающим окно в Европу. «А надо ли было?» — задает господин Некто между прочим риторический вопрос, обращаясь к залу. Мелкая деталь для подсознания — таких по всей постановке разбросано авторами достаточно…

Не меньших похвал заслуживают Денис Ахметов и Мария Туаева. Кажется, что Денис Ахметов – Макар Девушкин — сделал все, чтобы показать ничтожность бытия маленького человека. Куда уж лучше. И без сомнений, высокой оценки заслуживают оперные вокальные данные исполнителей. Артистичность Марии Туаевой достигает такой планки, когда зритель уже не замечает, как ее Варенька переходит от высочайших нот до рядовой декламации — абсолютная гармония при сложном симбиозе разных исполнительских жанров.

…ОНИ ПОНРАВИЛИСЬ ВИТАЛИЮ ЧУРКИНУ

В начале девяностых годов одно из первых выступлений музыкантов — на международном фестивале стран Тихоокеанского бассейна — было замечено и отмечено Министерством культуры России, что и привело к тому, что коллективу был присвоен статус муниципального. Бессменный руководитель ансамбля – профессор Константин Якобсон.

Один из ярких эпизодов биографии «Тебе поемъ» — выступление с сольной программой в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, после которого постоянный представитель РФ при ООН Виталий Чуркин написал в книге отзывов такие строчки: «Высокопрофессиональное и вдохновенное пение красноярцев тронуло сердца и души как наших соотечественников — ветеранов Великой Отечественной войны, так и сотрудников секретариата ООН, представителей дипкорпуса, общественности и СМИ».

Тогда же утвердилось название. Успешное выступление во Франции сделало ансамбль известным за границей и открыло перспективы сотрудничества с иностранными музыкантами. Гастрольная карта красноярского хора охватывает Францию, Швейцарию, Нидерланды, Аргентину, Югославию, США, Чехию, Сербию, Черногорию, Польшу.

Ирина ЛАГУНОВА

Похожие статьи