Свежие новости

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ПЕРЕКОСЫ
Новости

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ПЕРЕКОСЫ 

СОВРЕМЕННАЯ УРАВНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ НЕ ПОЗВОЛЯЕТ ИНДУСТРИАЛЬНОМУ БРАТСКУ В ПОЛНОЙ МЕРЕ РАЗВИВАТЬ ГОРОДСКУЮ ЭКОНОМИКУ И РЕШАТЬ СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

В начале ноября председатель комитета финансов городской администрации Татьяна Алексеева выступила с докладом на заседании депутатской комиссии по бюджету, налогам и финансам. Новый состав Думы был посвящен в одну из самых сложных и первостепенных для жизнедеятельности города тем – межбюджетные отношения. Накануне формирования муниципального бюджета на 2020 год для депутатов это было особенно важно – погрузиться во все тонкости городского финансирования. Уже не первый год Татьяна Алексеева раскладывает «по полочкам» этот бюджетный пирог и, что интересно, некоторые неприятные тенденции межбюджетных отношений не только остаются стабильными, но и еще более усугубляются. И это беда не одного Братска, это – общероссийская проблема, которая мешает развиваться многим регионам страны.

Ирина ЛАГУНОВА

ПИРАМИДА ПЕРЕВЕРНУЛАСЬ

— Если проанализировать межбюджетные отношения, которые выстраиваются в стране между федеральным центром, между субъектами и местным самоуправлением, то здесь наблюдается мощная централизация финансовых ресурсов в вышестоящие бюджеты, а затем дальнейшее «выравнивание» территорий по принципу бюджетной обеспеченности либо по принципу сбалансированности бюджетов, как это применяется у нас в Иркутской области, — говорит Татьяна Алексеева и затем приводит пример, который в последние годы на слуху не только среди финансистов.

Пример очень яркий и… контрастный.

Если в 2008 году доля собственных доходов местного бюджета (налоговые и неналоговые доходы) составляла 70%, а 30% — это межбюджетные трансферты, то уже начиная с 2017 года эта пирамида, по словам Татьяны Алексеевой, резко перевернулась. Сегодня местный бюджет состоит по большей части из межбюджетных трансфертов – около 70%, а 30% — это собственные доходы. Такова сегодняшняя бюджетная политика, в основу которой поставлен не справедливый принцип, когда почти все заработанные предприятиями деньги (а Братск всегда был индустриальной столицей Иркутской области с высоко развитой промышленностью и соответственно с хорошими доходами) уходят в общий регионально-федеральный котел, а затем город по зернышку, по крупинке получает обратно свои же заработанные деньги, но только уже в несоизмеримо малом количестве и по целевому назначению. Иными словами, расходовать их так, как хотелось бы горожанам, и на то, что они считают нужным и первоочередным, – это прямая дорога к финансовым нарушениям со всеми вытекающими последствиями вплоть до уголовной ответственности.

— Экономические показатели говорят о том, что город работает и зарабатывает достаточно солидные финансовые ресурсы, — говорит Татьяна Алексеева. – Но, к сожалению, результаты экономической деятельности городских предприятий практически не проецируются на результаты формирования и исполнения бюджета, потому что на сегодня межбюджетные отношения выстроены так, что львиная доля ресурсов централизуется, и дальше территории выравниваются по отдельным показателям. Фактически оказывается, что бюджет города-донора остается дотационным. В последние три года мы получаем дотацию. Сегодня размер дотации составляет порядка 400 млн рублей. В следующем году дотационные поступления ожидаются в размере не менее 500 млн рублей.

К ЧЕМУ ВЕДУТ ФИНАНСОВЫЕ ЛАБИРИНТЫ…

По мнению Татьяны Алексеевой, сложность межбюджетных отношений в Иркутской области сводится к тому, что при формировании бюджетов территориям не выделяется нецелевая финансовая помощь. Она выделяется в процессе исполнения бюджетов, что исключает возможность планомерной работы.

Действующая система межбюджетных отношений не меняется на протяжении уже многих лет. Она не способствует развитию и эффективному решению проблем муниципальных образований. Не заинтересовывает города и районы увеличивать доходную базу, так как практически все налоги и сборы уходят в вышестоящие бюджеты.

С каждым годом, как мы уже говорили, ситуация с собственными доходами не по вине города только ухудшается. В этом году Братск направит в областной бюджет около 20 млрд заработанных рублей. Еще пять лет назад эта сумма была практически в два раза меньше. Поэтому все разговоры о том, что город стоит на месте и не развивается, это, по словам Татьяны Алексеевой, разговоры от лукавого. Другое дело, что те деньги, которые Братск зарабатывает, возвращаются в той мере, которая ставит его на один уровень с глубоко дотационными территориями. Вот цифры, которые подтверждают динамику финансового роста.

В 2015 году с территории Братска консолидировано в областной бюджет было перечислено 11 млрд рублей, в городе осталось 1,5 млрд рублей (14%).

В 2018 году город перечислил 18, 4 млрд рублей, в Братске осталось чуть более 2 млрд рублей (11%).

В 2019 году Братск в областной бюджет направит ориентировочно порядка 20 млрд рублей, городу останутся те же 2 млрд, что и в прошлом году, и даже немного меньше (10%).

ОБРАЩЕНИЕ К ЗАКОНОДАТЕЛЯМ

Для большинства из нас вопросы формирования городского бюджета – это большие и непонятные финансовые дебри. Татьяна Алексеева в очередной раз показала всем, из каких позиций складывается общий бюджетный пирог. Рассказала о том, что принцип финансовой самостоятельности местного самоуправления закреплен в Конституции Российской Федерации. Кроме этого, наша страна присоединилась к европейской Хартии местного самоуправления, где также записано, что для обеспечения финансовой самостоятельности местного самоуправления доля собственных доходов местного бюджета должна составлять порядка 75%. Но, к сожалению, видимо, что-то пошло не так, заключила она.

— Вопрос межбюджетных отношений очень насущный, болезненный и злободневный, — сказала Татьяна Алексеева, обращаясь к депутатам городской Думы. — От выстраивания этих отношений зависит финансовое состояние бюджета и в целом жизнь города. И в связи с тем, что это не только проблема Братска, но и других муниципальных образований, мы не раз поднимали этот вопрос на общероссийских площадках: в АСДГ, на съездах Союза городов Заполярья и Крайнего Севера и т.д. Это те структуры, где консолидируются различные мнения и потом доносятся на федеральный уровень. Но каких-то существенных подвижек в решении этих проблем пока не происходит.

Татьяна Алексеева считает, что сейчас основная задача муниципалитетов — это та законодательная инициатива, которая позволит наделить органы местного самоуправления дополнительными доходными источниками, которые бы отражали деятельность муниципалитета по развитию экономики, по консолидации ресурсов, по поддержке малого и среднего бизнеса.

И, конечно, депутаты городской Думы ее в этом поддержали и приняли решение подготовить и направить пакет обращений в Законодательное собрание Иркутской области, правительство Иркутской области и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с предложениями Думы и администрации города о корректировке системы межбюджетных отношений. На самом деле это будет уже не первое обращение депутатов, в котором они выражают свою обеспокоенность сложившейся системой межбюджетных отношений. Но ведь не зря в народе говорят, что вода камень точит.

Похожие статьи