Свежие новости

27 Апр 2024
«СНЕЖНАЯ» ЛИРИКА
Новости

«СНЕЖНАЯ» ЛИРИКА 

В БИБЛИОТЕКЕ ПОЭЗИИ ИМЕНИ ВИКТОРА СЕРБСКОГО ПРОШЁЛ ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР БРАТСКОГО ПОЭТА НИКИТЫ НОЯНОВА «ДЕРЕВЬЯ ТЯНУТСЯ КО ДНУ НЕБЕСНОМУ…»

5 февраля в Энергетике, в библиотеке поэзии им. В. Сербского, прошёл творческий вечер Никиты Ноянова. Это была «юбилейная» встреча с читателями и поклонниками творчества молодого поэта, учителя школы N 31. Никита родился в 1992 году недалеко от Братска, в посёлке Заярск. Здесь прошли его первые годы жизни, а в школу он пошёл уже в Видиме, в соседнем Нижнеилимском районе. Те, кто бывал в стороне по усть-кутской трассе, те наверняка знают этот большой посёлок — с большим храмом, просторной школой, видными издалека. Для многих дальнобойщиков Видим — хороший перевалочный пункт. Рядом проходит железная дорога. Тут же, неподалёку, остатки старинного посёлка Каймоновский, деревянные заваленные домики которого помнили ещё царскую Россию. В этих краях и прошла юность Никиты. Не удивительно, что он лирический поэт.

Ирина ЛАГУНОВА, фото автора

«СНЕЖНАЯ» ЛИРИКА

Представляя Никиту Ноянова публике, который в общем-то здесь в особом представлении не нуждался, заведующая библиотекой Екатерина Сербская вкратце рассказала о том, что он публиковался в журналах «Сибирские огни», «Алтай», «Байкал». Принимал участие в литературных семинарах в Иркутске, Томске, Красноярске, Новосибирске, Барнауле, Химках (Московская область). Автор нескольких поэтических сборников. В том числе тех, которые были представлены широкой аудитории в Братске. Многим запомнился сборник «Вечность и воздух» (г. Братск, 2017 г.). Летом прошлого года в библиотеке Сербского прошла презентация его книги «Провинциальный человек» (2020 г.), изданной в Новосибирске.

«СНЕЖНАЯ» ЛИРИКА

Для того, чтобы понять ритм и музыку стихов Никиты Ноянова, наверное, стоит прочитать хотя бы одно стихотворение из новосибирской книги. Например, вот это:

Она читала Мандельштама.

Был день разрушен.

Оконная горела рама

Огнём наружу,

Сердечные будила шрамы,

Терзала душу.

Она читала Мандельштама,

А я не слушал.

Возможно, кто-то подумает: свеча горела на столе, свеча горела, Пастернак. Но это не так уж и важно. Потому что, что бы мы ни делали и как бы мы не выглядели, всегда и у всех по этому поводу возникают какие-то ассоциации. Кстати, позже, отвечая на один из вопросов «из зала», Никита рассказал о том, что до сих пор не решился открыть сборник стихов Бориса Рыжего. Возможно, в этом есть внутренний страх быть или стать на кого-то похожим.

«СНЕЖНАЯ» ЛИРИКА

На этот раз Никита Ноянов читал свои новые стихи. Большая часть из них нигде ещё не была опубликована. Если не говорить о тех, что были напечатаны в «Провинциальном человеке», которые он прочитал напоследок и по просьбам присутствующих.

«Деревья тянутся ко дну небесному…» — так называется вечер, и это первая строка одного из его новых стихотворений. Философия природы – вообще один из главных лейтмотивов поэзии Никиты Ноянова. О природе он думает очень много, и эти думы выливаются в стихотворные строчки. Улица Кирова в центре Братска для него как времена года Чайковского – разная, поэтичная, непредсказуемая. Никита её не только воспевал, но и фотографировал. Оказалось, что поэт ещё и художник: через объектив он может видеть то, что незаметно другим. Например, тень на снегу, которая принимает зловещие очертания (или показалось?). Никита рассказал, что все фотографии, которыми дополнялось чтение стихов, сделаны им в разных местах, но чаще всего в Братске. И чаще всего по привычному маршруту: дом — школа, дом – школа. Хотя были и другие города в его жизни. Например, Томск, улица Тверская… Но что интересно, Томск не давал ему столько вдохновения, сколько давала обычная улица Кирова в обычном провинциальном промышленном городке.

«СНЕЖНАЯ» ЛИРИКА

***

Размокшей старою газетой

пространство пахнет октября.

Сквер Кирова стоит раздетый,

лишь фонари одни горят.

Хоть как-то разбавляя время,

такое жадное на жизнь,

что не выдерживают нервы,

но шепчешь ты себе – держись!

Не за себя, нет — на себя мне

давным-давно уже плевать.

Раздроблены событий камни,

закатаны в небес асфальт.

Я почему-то резко понял,

что свет способен угасать,

а тьма скрывать всех посторонних,

закатывать в небес асфальт.

Я почему-то взял и выжил —

от одного и до нуля —

с такою мордою бесстыжей,

с какой креститься не велят.

Терзает ветер одуванчик,

луны последней октября.

Стоит мужик, на водку клянчит —

так от утра и до утра.

Творческий вечер Никиты был устроен так, что полтора часа пролетели незаметно. Задавались вопросы и кстати, и некстати. Так заранее договорились, что если хочется что-то спросить, то это надо делать сейчас. Поэтому между стихами иногда появлялись паузы и возникали иногда совсем уж спонтанные вопросы, казалось бы, почти не имеющие отношения к высокой поэзии. И это в какой-то степени помогало видеть в нём земного человека.

«СНЕЖНАЯ» ЛИРИКА

Так мы узнали, что Никита – классный руководитель у пятиклассников, и что общение с детьми, конечно, отражается на его творчестве. «Они интересные, — говорит он, — у них многому учишься. У меня десять мальчишек и пятнадцать девочек. Их всех видно. И если им что-то не нравится, то они так и говорят. Не стесняются, не думают, что это нетактично. Они открыты и у них нет той защиты, которой мы себя обставляем».

Те, кто хорошо знаком с творчеством Никиты Ноянова, давно уже понимают, что снежная стихия – это его стихия. О снеге у него сложилось много стихов. О снеге он читал и сейчас. «Снежные» стихи у него есть и в «Провинциальном человеке». Странно только то, говорит Никита, что к снегу непроизвольно, сам собой, добавляется алкоголь. «Я это недавно заметил». Но снежные вовсе не означает нежные. Никита рассказал, что многие считают его стихи грустными. А мы добавим, что иногда они и резкие, и даже местами грубые, а то и мрачные. Но всё же они очень лиричны.

«Кто-то вяжет, кто-то вышивает, я люблю вырезать снежинки». И надо сказать, что эти бумажные снежинки на фотографиях, которыми сопровождалось чтение стихов, потрясающие – тонкие, многогранные, разнообразные, как его стихи.

***

Снег идёт на крыши.

На меня, тебя.

Падает всё выше,

В подворотне лба.

Ум на смерть нацелен.

Ум, да ты дурак!

Снег идёт неделю

В подворотне драк.

Больно мне ладошку

Превращать в кулак.

Снег идёт в окошко,

Снег, да ты дурак!

Луковицу чищу,

Гайку ли верчу,

Снег идёт на крыши

В подворотне чувств.

Кланяется боли,

В ноги, чёрт возьми.

Грязно в чистом поле,

Снег идёт взаймы.

Рубленым верлибром

Пахнет всё вокруг.

Снег идёт на выбор,

Снег и враг, и друг.

Ссорятся дороги.

Стрелочник запил,

Иль поверил в Бога.

Снег на блеск перил

Падает простудой.

Кашлянул, чихнул.

В подворотне зуда

Поперхнулся стул.

Скрипом весь зашёлся.

Слышишь, ты о чём?

Снег, а да пошёл ты

От ворот мячом.

Перед тем, как приступить к чтению, Никита Ноянов заметил, что примерно 60 процентов из того, что им будет прочитано – это то, что коснулось его лично или косвенно. Остальные 40 процентов – то, чему он был свидетелем, наблюдателем. «Где-то я, как личность, присутствую больше, где-то я – человек со стороны», — сказал Никита.

«СНЕЖНАЯ» ЛИРИКА

Талантливый человек талантлив во всём. Так неожиданно выяснилось, и опять же благодаря спонтанным вопросам, что Никита Ноянов в глубине души ещё и прозаик. Он пишет прозу, но никому её не показывал. Но мы дождёмся, я надеюсь.

«Человек, который пишет прозу, должен быть привинчен к стулу, — говорит Никита. — А я так не могу. У меня другой образ жизни, вечное движение. На мой взгляд, прозаик — это больше человек одного места. Хотя дисциплина вещь интересная». 

Ещё мы узнали, что поэт Никита Ноянов не любит литературных тусовок: «Я стараюсь в них не влазить». Хотя как тут не влезешь? Приходится. А литературные семинары в разных городах? И он с этим согласен: «Литературные тусовки дают что-то полезное, чему-то учишься».

Одно из золотых правил Никиты – утреннее чтение. «Я каждый день встаю в шесть часов утра и обязательно выделяю минут тридцать на чтение и на кофе», — говорит он.

Ещё один из вопросов «из зала» касался денежной темы и звучал примерно так: «Существует мнение, что муза не уживается с бедностью. Что ты по этому поводу думаешь?». И немного подумав, Никита ответил, что муза и финансы в общем-то никак особенно не связаны. Иными словами, муза или есть, или её нет. Так же, как и финансы. Однако не все с этим согласились. И это связывалось с тем, что если есть финансы, то и двигаться вперёд проще – устраивать персональные выставки, издавать сборники, то есть показывать свои таланты более широкому кругу почитателей. Без этого нельзя.

Творческий вечер Никиты Ноянова завершился ещё более неформальным общением за всем известным круглым столом в библиотеке Сербского, с чаем и пиццей. Это отличная традиция для засидевшихся здесь и слегка оголодавших творческих людей, любителей поразмышлять на высокие темы, и в том числе о том, что есть любовная лирика, и доступна ли она для понимания, например, поэтам в возрасте. За круглым столом говорили о многом и расходились, как всегда, нехотя. Выходишь на улицу, а там… снега, предвесенняя погода, памятник — Иван Иванович Наймушин заглядывает в окна библиотеки, и деревья тянутся ко дну небесному…

***

Деревья тянутся ко дну небесному   и вырастают

в чернильный шёпот в коробке сомнения сознания.

А воздух здешний так приятно пахнет чистыми листами,

пока его вечерние не захватали здания.

Деревья тянутся под провода на цыпочках, на искрах,

где каждой буквой, каждым слогом, словом строчка светится.

Как радиодеталь, вся из себя, такую только выкрасть

нахально так, прям из-под носа, у растяпы вечности.

Деревья тянутся снегами, нитками. Меж рукавами

случайных фотографий, сцен, ошибок, ссадин. Господи,

всё тот же образ мой, всё тот же взгляд стены в оконной раме.

Всё так же я иду, иду, иду над неба пропастью. 

Похожие статьи