Свежие новости

26 Апр 2024
ВРЕМЕНА БОЛЬШИХ ПОЛЁТОВ И ПОЭТОВ…
Новости

ВРЕМЕНА БОЛЬШИХ ПОЛЁТОВ И ПОЭТОВ… 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ ««ИСТОКИ», «ШКЛИНДА» И ДРУГИЕ», СОСТАВЛЕННЫЙ ОКСАНОЙ КОСТРОМИНОЙ, СОБРАЛ ПОД ОДНОЙ ОБЛОЖКОЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БОЛЕЕ 100 БРАТСКИХ АВТОРОВ ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ ДВАДЦАТОГО ВЕКА

Некоторые считают, что пик активности культурная жизнь Братска уже давно пережила, что прошли времена громких имён в братской среде художников, писателей, публицистов, поэтов, скульпторов, и всех творческих личностей, в том числе историков-краеведов, которые сохраняли историко-культурное наследие. Говорят, что в былые годы, когда в Братске жили и творили Геннадий Михасенко, Иннокентий Черемных, Юрий Черных, Валентин Уруков, Василий Орочон, Василий Костромин, библиофил Виктор Сербский, художники Игорь Шандро, Алексей Талащук, Николай Сластенко, фотомастера Уникаускас, Перк, и многие-многие-многие другие, городская культура гремела не только на всю область, но и на всю страну. (Я сейчас называю лишь те имена, что пришли в эту минуту на память).

Ирина ЛАГУНОВА

ВРЕМЕНА БОЛЬШИХ ПОЛЁТОВ И ПОЭТОВ…
Василий Костромин

Между тем, так оценивать современные культурные процессы в Братске – не правильный подход. Сегодня в городе по-прежнему кипит творческая жизнь. Может быть, она не так заметна, не так бурлит, как это было прежде. И уже не так часто, как раньше, к нам в гости едут именитые поэты и писатели. Но… тем не менее… Только за последние пару месяцев в библиотеке русской поэзии им. В. Сербского прошло сразу несколько творческих вечеров – Максима Орлова, Татьяны Безридной, презентации альманахов «Приморская, 49» и ««Истоки», «Шклинда» и другие». Свою публицистическую книгу «Остров Братск» представил в библиотеке им. И. Черемных на читательский суд журналист Кирилл Бакуркин. Творческие планы есть у выдающегося братского художника нашего времени Владимира Никишина, который несколько лет назад удивил иркутскую богемную публику выставкой «Колесо истории». Пройдут десятилетия и, может быть, все эти имена мы будем упоминать также с небольшой лёгкой ностальгией, но и с удовлетворением: вот были времена больших полётов и больших поэтов…

ВРЕМЕНА БОЛЬШИХ ПОЛЁТОВ И ПОЭТОВ…
«Истоки» из газеты «Красное знамя»

АЛЬМАНАХ-МОНУМЕНТ

Так получилось, что в Братске «год-волкодав» – 2020-й, ковидный – стал, как никогда, урожайным на новые книги, и о некоторых из них мы уже рассказывали.
В начале года презентацию литературного альманаха ««Истоки», «Шклинда» и другие» провела в библиотеке поэзии Сербского его составитель Оксана Костромина. Все, кто уже успел увидеть эту объёмную книгу и ознакомиться с её содержанием, единодушны в мнениях: труд, можно сказать, монументальный. Альманах состоит из нескольких разделов, посвящённых тому или иному литобъединению. И у истоков, конечно, — литобъединение «Истоки». Эта глава представлена творчеством Петра Пиницы, Валентина Урукова, Владимира Корнилова, Юрия Черных, Анатолия Лисицы, Ларисы Подобай, Василия Костромина, Сергея Жарикова и других. Почти все они начинали публиковаться на страницах газеты «Красное знамя», и это повод для гордости сегодняшней газеты «Знамя», которой меньше чем через месяц, 1 июля, исполнится 87 лет.
Оксана Костромина рассказала, что сначала это не была идея издавать книгу. Это было предложение прочитать лекцию о «Шклинде» на литературном фестивале КУБ в Красноярске в 2018 году. Руководитель иркутского отделения Союза российских писателей, поэт и прозаик Светлана Михеева там тоже присутствовала, посчитала материал лекции очень интересным и достойным издания отдельной книгой. Со временем эта мысль у Оксаны Костроминой укрепилась. И несмотря на то, что её исполнение требовало много времени и большого труда, Оксана от неё не отступилась. В итоге были перелопачены «тонны» местной периодики за последние 25 лет прошлого века (именно в это время городские литературные объединения работали особенно успешно и плодотворно), перефотографированы, отсканированы, набраны вручную на компьютере и т.д.

ВРЕМЕНА БОЛЬШИХ ПОЛЁТОВ И ПОЭТОВ…

Между тем, так оценивать современные культурные процессы в Братске – не правильный подход. Сегодня в городе по-прежнему кипит творческая жизнь. Может быть, она не так заметна, не так бурлит, как это было прежде. И уже не так часто, как раньше, к нам в гости едут именитые поэты и писатели. Но… тем не менее… Только за последние пару месяцев в библиотеке русской поэзии им. В. Сербского прошло сразу несколько творческих вечеров – Максима Орлова, Татьяны Безридной, презентации альманахов «Приморская, 49» и ««Истоки», «Шклинда» и другие». Свою публицистическую книгу «Остров Братск» представил в библиотеке им. И. Черемных на читательский суд журналист Кирилл Бакуркин. Творческие планы есть у выдающегося братского художника нашего времени Владимира Никишина, который несколько лет назад удивил иркутскую богемную публику выставкой «Колесо истории». Пройдут десятилетия и, может быть, все эти имена мы будем упоминать также с небольшой лёгкой ностальгией, но и с удовлетворением: вот были времена больших полётов и больших поэтов…

АЛЬМАНАХ-МОНУМЕНТ

Так получилось, что в Братске «год-волкодав» – 2020-й, ковидный – стал, как никогда, урожайным на новые книги, и о некоторых из них мы уже рассказывали.
В начале года презентацию литературного альманаха ««Истоки», «Шклинда» и другие» провела в библиотеке поэзии Сербского его составитель Оксана Костромина. Все, кто уже успел увидеть эту объёмную книгу и ознакомиться с её содержанием, единодушны в мнениях: труд, можно сказать, монументальный. Альманах состоит из нескольких разделов, посвящённых тому или иному литобъединению. И у истоков, конечно, — литобъединение «Истоки». Эта глава представлена творчеством Петра Пиницы, Валентина Урукова, Владимира Корнилова, Юрия Черных, Анатолия Лисицы, Ларисы Подобай, Василия Костромина, Сергея Жарикова и других. Почти все они начинали публиковаться на страницах газеты «Красное знамя», и это повод для гордости сегодняшней газеты «Знамя», которой меньше чем через месяц, 1 июля, исполнится 87 лет.
Оксана Костромина рассказала, что сначала это не была идея издавать книгу. Это было предложение прочитать лекцию о «Шклинде» на литературном фестивале КУБ в Красноярске в 2018 году. Руководитель иркутского отделения Союза российских писателей, поэт и прозаик Светлана Михеева там тоже присутствовала, посчитала материал лекции очень интересным и достойным издания отдельной книгой. Со временем эта мысль у Оксаны Костроминой укрепилась. И несмотря на то, что её исполнение требовало много времени и большого труда, Оксана от неё не отступилась. В итоге были перелопачены «тонны» местной периодики за последние 25 лет прошлого века (именно в это время городские литературные объединения работали особенно успешно и плодотворно), перефотографированы, отсканированы, набраны вручную на компьютере и т.д.

Концепции издания сначала не было, — говорит Оксана Костромина. – Но я об этом много думала и решила, что говорить только о «Шклинде», и не говорить об «Истоках», об учителях ребят, о том, как создавалась эта своеобразная братская атмосфера, откуда появилась эта полифония, свобода высказывания, которая характерна была тогда для братских авторов – это было бы несправедливо. Ещё больше я укрепилась в мнении, что альманах издавать нужно, когда кто-то из участников красноярского КУБа «Суку-романтику» приписал Евгению Евтушенко. Я поняла, что есть люди, которые не знают, что автор этого широко известного стихотворения – Пётр Пиница, который после демобилизации из Советской Армии работал на Братской ГЭС. Его поэзию высоко оценил Александр Твардовский. А его друзьями были Александр Вампилов, Валентин Распутин, Николай Рубцов, Евгений Евтушенко. Правда позже он уехал на родину в Чернигов, и там, в 1999 году, умер, оставив после себя незабываемые строчки, ставшие практически народными.

ПОЭЗИЯ «КРАСНЫХ УГОЛКОВ»

В альманах ««Истоки», «Шклинда» и другие» вошли не только произведения поэтов — участников братских литобъединений, но и их краткие биографии. Кстати сказать, информации, конечно, не хватало.

Мы иногда даже не знали отчества друг друга, — рассказывает Оксана Костромина. – Но самая большая сложность заключалась в том, чтобы найти старые публикации. Если они, конечно, были. Дело в том, что СМИ в то время, как и сейчас, стихи печатали неохотно. С удивлением обнаружила, что иногда в течение года в газетах выходили по две-три литературных страницы – пара стихотворений к 8 марта, столько же к 9 Мая и к Новому году. А ведь в литобъединениях в Братске в то время состояло больше ста человек. Две страницы в год – это ни о чём. Самиздата толком не было. Какой выход? Куда они могли пойти со своими стихами? И они ходили и выступали в «красных уголках» заводов, общежитий, в школах, и даже в психдиспансере. То есть, поэзия местных авторов на тот момент это был не печатный жанр, а скорее разговорный. Например, большая часть стихов Костромина, Орочона и Жарикова, написанная в «Истоках», — песни, которые мы пели под гитару.
Тем не менее, материала для альманаха было собрано много, и весь он в сборник не вошёл, но обязательно, по словам Оксаны Костроминой, будет передан в электронном виде в городскую библиотеку.

В течение года я потихоньку собирала публикации в архивах газет «Красное знамя», «Братский лесохимик», «Братский металлург», «Инженер Севера» (сегодня это студенческая газета БрГУ), — говорит Оксана. – Это весь материал примерно с 1976 года и до конца девяностых. К концу августа 2020 года я собрала основу для альманаха. И нам ещё потребовалось время для вёрстки, которая задерживалась из-за ковида.

САМИЗДАТ

Университетская газета «Инженер Севера» в последнюю четверть прошлого века отличалась тем, что всегда внимательно следила за литературными процессами в Братске, и считала своим долгом публиковать новые стихи авторов. Редактором этой газеты тогда был Александр Чесноков, и в восьмидесятые годы он придумал интересную форму публикации стихов. Они печатались внизу страницы на двух оборотах, их легко можно было вырезать и собирать в отдельные книжечки. Альманах ««Истоки», «Шклинда» и другие» богато иллюстрирован, и на фотографиях в конце книги можно рассмотреть, как эти книжечки выглядели. Сейчас они уже, конечно, стали большой библиографической редкостью, как, впрочем, и многие поэтические сборники участников братских литобъединений. Тиражи их были очень маленькими, а иногда книжки печатались чуть ли не в единственном экземпляре. Времена были такие – средств ни на что не хватало, а тем более на издание книг. В основном это был самиздат.

Сборник «Стихи по кругу» сейчас тоже раритет, — рассказывает Оксана Костромина. – Что-то мне Татьяна Безридная подкинула, что-то Борис Астафьев — он как раз издавал в девяностые годы самиздатовские книжки в Питере. Конечно, пользовалась своей личной библиотекой. Опиралась на статьи Василия Орочона, который много писал об «Истоках», использовала материалы из его архива фотографий и журнала, который они вели. Они писали о том, что собирались делать, какие выработали основы своего литературного объединения, как составляли литературные страницы, как разбирали стихи. Это было интересно читать.

ЭВОЛЮЦИЯ «ШКЛИНДЫ»

По словам Оксаны Костроминой, очень интересно было проследить эволюцию основателей «Шклинды»: как они писали в начале восьмидесятых, когда организовали «Шклинду», и как они стали писать в конце восьмидесятых. Ещё один важный момент: практически половину альманаха занимает перепечатка журнала «Шклинда», который сегодня тоже уже стал раритетом.

Их сейчас нельзя найти, особенно за 1995 год, у меня по одному экземпляру, — говорит Оксана. – А всего в 1995 году вышло шесть номеров, и тираж у них был по сто экземпляров. Журнал печатался на ризографе, а в следующем году тираж «Шклинды» уже увеличился. В альманах я включила прозу Сильвестра Медведева (Вадим Тимофеев) и Василия Орочона. Я решила, что есть смысл это сделать, потому что, скорее всего, больше не будет возможности это напечатать. И в библиотеках города этот альманах обязательно должен быть. Потому что одно дело, когда ты роешься в газетах, и что-то находишь, а что-то нет, и совсем другое дело, когда весь материал собран в один сборник и стоит на полочке.
Собирая материал об «Истоках» и «Шклинде», Оксана Костромина попутно находила и другую, не менее интересную информацию, мимо которой не могла пройти, — о других литобъединениях. Например, «Ступени» при газете «Братский лесохимик». И этот электронный архив, говорит она, тоже будет передан в городскую библиотеку.

В моём архиве собралось 25 больших подборок и порядка двадцати небольших, чисто «истоковских», — говорит Оксана Костромина. – И так как эта книга делалась для библиотек, я первым делом подготовила библиографию и именной указатель, который включает 104 фамилии. Но не все из них — авторы, здесь же есть ещё и мистификации, псевдонимы и т.д. Поэтому реальных авторов в книге меньше ста, но точно больше восьмидесяти. Особенно мистификациями увлекались «шклиндовцы». Например, Ирэна Руж – это Сергей Жариков и Ирина Гончарук. Елена Бушуева — это Сергей Жариков и его жена Тамара.

«ПОЭТИЧЕСКАЯ ПОЛИФОНИЯ И СВОБОДА ВЫСКАЗЫВАНИЙ…»

Последняя четверть прошлого века – это те годы, когда в Братске было очень много талантливых поэтов. Оксана Костромина считает, что причина этого кроется в отголосках легендарного прошлого города, когда сюда, на строительство Братска и Братской ГЭС, съезжались люди со всей страны, и все они были разные. Вот откуда поэтическая полифония и многоголосие, которые создавали интересную творческую атмосферу. Позже «Шклинде» стало тесно в своём городском мире, и она потянулась к областным литературным объединениям. Примерно в то же время, в девяностые годы, в Иркутске появилось литературное движение «Помост». И многие «помостовцы» стали друзьями «шклиндейцев» на всю жизнь. В том числе, например, Игорь Аброскин, который до сих пор бывает на наших поэтических мероприятиях. Приезжает в Братск и Сергей Корбут. В сборниках «Стихи по кругу», кстати, публиковались и те, и другие: и «Шклинда» и «Помост». И это была, пожалуй, первая серьёзная трибуна для публикаций Василия Костромина и многих других. Во втором сборнике «Стихи по кругу» появился Василий Орочон.

ПРИШЛИ ИНЫЕ ВРЕМЕНА…

Ну и потом, говорит Оксана Костромина, литературное движение «Шклинда» потеряло былую яркость. Наверное, потому, что для поэтов не было какого-то выхода. Тем не менее, все, кто имел хоть какое-то отношение к литературным процессам в Братске тех лет, до сих пор вспоминают эти времена с особой теплотой, и, кажется, уже на всю жизнь.


Вот так примерно выглядела картина литературной жизни Братска в конце двадцатого века. Однажды Осип Мандельштам окрестил его «веком-волкодавом». И было это в 1931 году — в начале двадцатого века…

Похожие статьи