Свежие новости

02 Май 2024
«ЧЕМУ МЕНЯ УЧИЛИ, ТОМУ И Я»
Новости

«ЧЕМУ МЕНЯ УЧИЛИ, ТОМУ И Я» 

Больше четверти века отработал братчанин Александр Князьков на мостовых кранах, когда им на смену пришла новая техника.

Свои первые профессиональные навыки на кране, еще козловом, Александр Петрович получил на Ангарской перевалочной базе.

Потом предприятие ликвидировали, крановщик перешел в лесной порт (тогда ЗПТС – завод подготовки технологического сырья). Выгружал хлысты из воды. Потом и мостовые стали демонтировать: началось время новой техники – лесоперевалочных машин Либхерр, перегружателей Мантсинен. Бывших сотрудников цеха грузоподъемных механизмов перевели в цех спецмашин, сегодня это цех по эксплуатации и обслуживанию спецмашин.

«ЧЕМУ МЕНЯ УЧИЛИ, ТОМУ И Я»

– Обучение проходили в учебном центре. Месяца два, без отрыва от производства. Помню, ночную отработаешь – и на занятия,– рассказывает Александр Князьков. – Потом экзамены, в комиссии – Ростехнадзор, не забалуешь. Но мы знали, на что шли, поэтому готовились очень серьезно.

А дальше практика на производстве: наставник – машинист-крановщик Алексей Ильин. Теперь-то они на равных, а тогда без наставника как без рук: технология отличалась кардинально. Александр Петрович в буквальном смысле спустился на землю, сменив мостовой кран на Либхерр.

– Это совершенно другая техника и технология. На кране двумя грейферами пачку из воды взял, машина подъехала, положил. На слешеры тоже раскладывали. А на этой технике грейфер маленький, взять со штабеля надо очень аккуратно, чтобы не нарушить геометрию. Бывает, конечно, грунт просядет, штабель поведет, а в основном, посмотрите, они у нас ровные стоят, как по линейке. Мы должны это поддерживать, все параметры соблюдать, – делится Александр Князьков.

Наставник сильно помог: два месяца парой работали, в одной кабине, на одной лесоперевалочной машине все операции выполняли. Сначала наставник работает, каждое свое действие объясняет, а стажер за спиной все нюансы улавливает, вопросы задает, уточняет. Потом поменялись: наставник позади комментирует, правильно ли сделал ученик, как лучше надо было сделать.

«ЧЕМУ МЕНЯ УЧИЛИ, ТОМУ И Я»

После двух месяцев практики Алексей Ильин ушел в отпуск, Александр Князьков отправился в «свободное плавание». Признается, волновался, но все получилось. Вскоре ученики появились и у самого Александра Петровича. И так же скрупулезно бывший стажер объяснял и проговаривал разные моменты. Теперь он уже и не помнит, скольких выпестовал. Только в прошлом году пятерых точно. К слову, среди стажеров были и девушки. Все бывшие крановщицы, с опытом, и так же,  как он когда-то, осваивали новую технику и новую технологию.

– Девчонки у нас молодцы: пересели на Либхерр, это уже хорошо. Надо ведь первым делом попробовать: пойдет или не пойдет. Они освоили и работают не хуже мужчин: большие объемы поднимают, – с удовлетворением отмечает наставник.

– Чему вы учили своих учеников?

– Чему меня, тому и я, согласно инструкции. Выгружать, загружать, разгружать, штабелевать, подавать. Все это просто нужно выполнять правильно, и ничего другого здесь не придумаешь. Хотя и с ремонтом могут техническим специалистам помочь, даже девчонки. Рукав, к примеру, побежал, машинист технику заглушит, все для ремонта приготовит. Ремонтники подъехали, быстро поменяли, и готово.

Не секрет, что всегда легче работать с теми, кто сам проявляет интерес, желание, инициативу. Но бывают другие: безразличные, отстраненные. А некоторые пытаются собственные методы навязать, якобы так удобнее. Князькову, к счастью, такие не попадались. А если встретятся, он знает, что сказать: «Для того и существует инструкция, чтобы не самодеятельностью заниматься, а делать, как нужно. Учись сразу делать правильно, через два месяца тебе выходить на самостоятельную работу».

– Просто не у каждого сразу получается. Техника ведь такая, что даже просто поехать – и то надо уметь; знать, какую кнопочку на панели управления нажать. Вот когда начнет работать самостоятельно, когда не будет дяди за спиной, когда почувствует машину, все получится, – убежден наставник.

Все его ученики продолжают работать на производстве. Наставнику приятно: не зря учил. И потом, куда еще идти, что искать, если на комбинате стабильная зарплата, соцгарантии. Семья рядом, выходные проводят вместе.

– К нам в цех вообще не попасть. Хорошая техника, хорошее обслуживание, зарплата нормальная. Зачем что-то менять?!

Марина Малыгина

Фото автора и из архива

Похожие статьи