Свежие новости

27 Апр 2024
Михаил Денискин. «Летящие»
Новости

Михаил Денискин. «Летящие» 

За исключением художественных, книги о Великой Отечественной войне бывают нескольких жанров.

Первые – сухие, исторические, академичные, в них – даты, номера дивизий передвижения войск, цифры потерь.

Вторые – мемуары одного человека, чаще полководца, или сборные в виде интервью с множеством солдат и офицеров (например, серия книг авторства Артёма Драбкина).

Третьи – совсем уж для специалистов – справочники по наградам, оружию и обмундированию.

И, наконец, очень редкий жанр – историческое исследование, которое вбирает в себя частично и справочники, и мемуары, и исторические факты, цементируя повествование личным отношением автора к событиям и прошлого, и сегодняшнего дня. Такие книги обычно читаются жадно, их эпизоды нередко пересказываются друзьям и знакомым, а эмоции от прочтения ещё долго, если не всегда, живут внутри человека.

Михаил Денискин. «Летящие»

Михаил Денискин берёт интервью у поисковиков для радио. Фото Валерия Орсоева

Такие книги редки потому, что пишутся, как проживаются – долго и дорого для ума и души. Журналист Михаил Денискин писал свою книгу почти всю жизнь, с 1983-го и по 2022 год, с 27 до 66 лет. Собственно, книга не закончилась и сейчас, когда её тираж расходится по Иркутской области и появляются люди, которым есть что вспомнить.  

Эта книга о том, как на территории Иркутской области проходила Вторая мировая война. Книга про перегоночную авиатрассу Аляска – Сибирь (АЛСИБ). История этой трассы и героизм лётчиков после войны как-то особенно не вспоминались (из-за «холодной войны»), и было упущено время, ушло много людей – свидетелей событий, но Михаил Денискин исследовал тему досконально и соединил потерянные во времени связи между людьми и событиями.

Стоит напомнить, что в октябре 1941 года было принято решение о перегоне американских истребителей и бомбардировщиков из США в СССР. Был выбран воздушный путь через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска. Менее чем за год была построена авиалиния протяженностью около 6 500 км, 17 аэродромов. Трассу оснастили, по возможностям того времени, связью, навигационным оборудованием, метеостанциями. О строительстве взлётно-посадочных полос и их оснащении, кстати, книга рассказывает тоже очень подробно.

Михаил Денискин. «Летящие»

За время, пока по этой трассе для советских ВВС перегонялись американские бомбардировщики и истребители, 112 лётчиков погибли, 15 из них – в Иркутской области. В 1983 году пропавших без вести числилось шестеро, автор книги участвовал в поиске некоторых пилотов. Сегодня пропавшим считается только один лётчик – капитан Григорий Чуйко. Предположительно, он упал где-то в Чунском районе. В тайге находили металлические обломки, к ним была снаряжена экспедиция, оказалось, что найдены обломки неизвестного самолёта, но построенного явно после войны. Вторая версия, о том, что в истоке реки Мура в болоте видели торчащий хвост с белой американской звездой в круге, тоже не подтвердилась.

В книге собраны уникальные фотографии, цитаты не менее уникальных документов и личных воспоминаний участников строительства трассы и перегона. К большому сожалению, пока никакое издательство федерального уровня этой книгой не заинтересовалось.  Книга издана при финансовой поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области и обязательно должна быть в каждой школьной библиотеке Иркутской области и уж точно у каждого, кто интересуется историей войны.

Иркутское региональное отделение Российского военно-исторического общества выдвинуло книгу Михаила Денискина «Летящие» на соискание премии губернатора.

Это не реклама ни в коем случае, это попытка соединить автора и его читателя. Приобрести книгу можно у самого автора, позвонив ему по телефону 8-950-050-65-72.

Кирилл БАКУРКИН

Похожие статьи