Свежие новости

28 Апр 2024
О ЧЕМ НЕ УЗНАЕШЬ ИЗ УЧЕБНИКОВ, РАССКАЖЕТ НАСТАВНИК
Новости

О ЧЕМ НЕ УЗНАЕШЬ ИЗ УЧЕБНИКОВ, РАССКАЖЕТ НАСТАВНИК 

Братчанка Наталья Зверева – один из самых опытных наставников в санитарно-промышленной лаборатории комбината. Наталья Владимировна обладает всеми качествами наставника, поэтому руководство охотно отправляет к ней стажеров. А сегодня уже ее ученики стажируют новичков, стараясь передать полученные навыки.

О ЧЕМ НЕ УЗНАЕШЬ ИЗ УЧЕБНИКОВ, РАССКАЖЕТ НАСТАВНИК

Наталья Зверева

Наталья Зверева пришла в группу аналитического контроля природных и сточных вод санитарно-промышленной лаборатории в сентябре 1994-го, когда та входила в структуру производства очистных сооружений промстоков (ПОСП). До того был опыт работы в лаборатории алюминиевого завода. Там чаще применяли физический метод анализа. На ПОСП познакомилась с новыми для себя составляющими химического метода – например, титрованием.

Наставником Натальи стала Ирина Поскребышева – представитель трудовой династии, дочь первого начальника лаборатории очистных сооружений.

– Профессия лаборанта – очень щепетильная. Не каждый сможет работать. Нужно быть внимательным к деталям, строгим в мелочах, ведь показатели рассчитываются до милли- и микрозначений. И все надо учитывать, чтобы результат был максимально точным. У сменных лаборантов к точности прибавляется еще и оперативность, потому что по анализам лаборатории ориентируются операторы очистных сооружений. Эту щепетильность, дотошность и скрупулезность я переняла от своего наставника, – рассказывает Наталья Владимировна.

Стажеров учит все делать аккуратно, чтобы не было брызг, ведь лаборанты имеют дело с агрессивными веществами – кислотами, щелочами, можно ожоги получить. Посуда должна быть чистой, чтобы результат получить правильный. Прежде чем начать делать анализ, надо ознакомиться с методикой его выполнения. У каждого анализа есть свои нюансы, Наталья Владимировна учит в первую очередь обращать на них внимание. Об этом не узнаешь из учебников, только наставник может передать.

– Методика описывает двумя-тремя словами, а сам процесс длится дольше и содержит разные мелочи, которые, тем не менее, имеют большое значение, – убеждена Наталья Зверева.

Когда лаборатория была в составе производства, все сотрудники каждый год сдавали технологический минимум. Тогдашний начальник производства говорил: «Разбуди тебя ночью, и ты должна ответить». Так что старшие лаборанты, в числе которых Наталья Зверева, хорошо знают технологию. Поэтому, как наставник, она может дать больше информации новичкам. Но десять смен на стажировку, говорит, мало: выдать огромный объем информации за это время нереально. Поэтому в процессе уже самостоятельной работы учеников все равно подсказывает, помогает. В чем-то засомневалась или подзабыла молодой лаборант – Зверева объяснит, напомнит.

Наталья Владимировна отмечает: новички приходят с хорошими знаниями, но это теория. Сама наставник в свое время училась заочно, поэтому теория по горячим следам подкреплялась практикой, и осваивать было проще. Девчонкам сложнее: они приходят сразу после колледжа, а тут большое производство, ответственность.

Когда приходят новенькие, наставник спрашивает: «Планируешь здесь оставаться и работать?» Кто-то, говорит, активно интересуется, жадно впитывает информацию. Таких быстро можно разглядеть. Вопросы задает, записывает – добросовестно относится к стажировке. Это влияет на подход самого наставника. Если стажер с искрой в глазах, наставник выкладывается по полной.

Не все ее ученики остались на производстве. Ситуации разные: были те, кто приходил временно, на период отпуска по уходу за ребенком. Но если причина ухода – собственное желание, наставнику обидно. Столько усилий вложено, а человек ушел. Были и другие случаи: год отработали в другом месте и вернулись. К счастью, большинство приходит всерьез и надолго.

Прямая речь

Ольга Демченко, руководитель группы аналитического контроля природных и сточных вод:

– Наталья Владимировна – очень опытный, квалифицированный, грамотный специалист. Может взять пробу воды и уже визуально определить, есть нарушения или нет. Великолепно знает очистные сооружения, все коллекторы промплощадки. К этому располагает специфика нашей работы: нужно знать, что откуда вытекает и куда дальше идет. Поэтому начинаем анализировать со сбора стоков и до их выхода. В свое время у нас была должность инженера-инспектора, который курировал производство, отрабатывал нарушения. Наталья Владимировна на этой позиции тесно взаимодействовала с технологами, начальниками цехов.

О ЧЕМ НЕ УЗНАЕШЬ ИЗ УЧЕБНИКОВ, РАССКАЖЕТ НАСТАВНИК

Ольга Демченко

Аккуратно работает она в компьютерных программах и с документами. Наша лаборатория аккредитованная, а это предусматривает обязательное ведение целого перечня документов. И все должно быть оформлено без ошибок, пропусков, исправлений. Наталья справляется отлично и учит тому же своих учеников.

Сегодня к нам приходят хорошие девчата – молодые лаборанты. Катя Шнайдер, Карина Маценко, Алина Филиппенко, которая сама уже побывала в роли наставника, стажировала Дарью Твердохлеб. Работают с желанием, интересом, огоньком в глазах. И во многом благодаря наставнику. Если наставник выполняет свою работу качественно, профессионально, то и стажеров увлекает. Когда Наталья объясняет, показывает, чему-то учит, девчонки возле нее загораются любовью к профессии. А это дорогого стоит.

Имеет значение и материальный стимул для наставников. Пусть небольшой, но он есть. Руководство компании правильно делает, что поощряет наставников. Это помогает обеспечивать обучение и в итоге преемственность кадров. Мы не вечные, придет и наше время уходить. Поэтому стараемся передать преемникам все, что сами знаем. Но когда Алина обучала Дашу, Наталья Владимировна продолжала присматривать и, когда нужно, поправляла молодого наставника. Я такой подход приветствую и поддерживаю.

Марина Малыгина

Фото автора

Похожие статьи