Свежие новости

17 Май 2024
СТАТЬ «ТАНКИСТОМ» БЕЗ ОТРЫВА ОТ МИРНОЙ ЖИЗНИ
Новости

СТАТЬ «ТАНКИСТОМ» БЕЗ ОТРЫВА ОТ МИРНОЙ ЖИЗНИ 

С Игорем Перфиловым, инструктором по вождению МТЛБ, утром вместе приезжаем на полигон ДОСААФ, что по дороге на БЛПК. На извилистых тренировочных дорогах уже вовсю разъезжают учебные УРАЛы, КамАЗы и легковые «Логаны», а наша бронетехника стоит чуть в стороне – у  неё свой полигон со «змейкой», горкой и «грязевой ванной». Другой технике туда лучше не соваться.

СТАТЬ «ТАНКИСТОМ» БЕЗ ОТРЫВА ОТ МИРНОЙ ЖИЗНИ

Там же, на полигоне, нас ожидают двое «бойцов» (больше двух пока и не надо, а через пару часов подойдут ещё двое), это студенты техникума, которым военкомат предложил получить воинскую специальность перед призывом в армию. У них сегодня первое занятие и сразу вождение – это правильный ход, поскольку интерес к теории должен быть инициирован практикой. Перед началом вождения инструктор показывает курсантам простые навыки обслуживания двигателя – где и как найти щуп для определения уровня масла, а также как и в какую горловину долить воду в радиатор.

Пусть в пулемётной турели нет оружия – машина всё равно боевая, перископический прицел действует – потенциальный сектор обстрела видно хорошо. Можно представить себя в обстановке боя.

СТАТЬ «ТАНКИСТОМ» БЕЗ ОТРЫВА ОТ МИРНОЙ ЖИЗНИ

Игорь Перфилов выводит боевую машину на полигон и делает круг. Руля у МТЛБ нет – машина гусеничная, есть рычаги. Принцип поворота простой – хочешь повернуть направо – тяни правый рычаг на себя, налево – тяни на себя левый. Просто, но надо почувствовать машину, у которой радиус поворота очень зависит от скорости, как кажется, больше, чем у колёсной техники.

СТАТЬ «ТАНКИСТОМ» БЕЗ ОТРЫВА ОТ МИРНОЙ ЖИЗНИ

Игорь Перфилов говорит: странно, что гусеничный транспортёр формально относится к автомобильным войскам, а колёсный БТР – к танковым. Хотя на базе МТЛБ есть самоходная артиллерийская система. МТЛБ расшифровывается как «многоцелевой транспортёр-тягач лёгкий бронированный». Броня у него противопульная, впрочем, против пулемёта «Корд» вряд ли выстоит.

Следом за рычаги садятся курсанты. Переключение скоростей – пока обязанности инструктора, ученику главное – ощутить машину, справиться с первым волнением. Но похоже, что у парней особого волнения нет, они достаточно неплохо справляются со «змейкой», горкой и поддают скорости на грязи, чтобы комья глины летели в разные стороны, – без этого никак. Можно вести машину, сидя внутри, а можно приподняться на сиденье и ехать фактически стоя – так обзор гораздо лучше.

Автор тоже осторожно проехал один круг – ощущения непередаваемые. Мозг сразу не может переварить ситуацию, когда боевая машина идёт в непролазной грязи с грацией лимузина представительского класса.

СТАТЬ «ТАНКИСТОМ» БЕЗ ОТРЫВА ОТ МИРНОЙ ЖИЗНИ

– Пришли к нам в училище, предложили бесплатно отучиться на водителя МТЛБ. Я согласился. Учусь  на мастера дорожных и строительных машин, и ещё один навык лишним точно не будет. Лучше в армию пойти уже с какой-то специальностью. В армию надо сходить обязательно. Даже из чисто практических соображений – тем, кто в армии служил, потом проще и работу найти, и работать проще, – говорит Владимир Чекалов, студент Братского промышленного техникума.

Обучиться на «гражданке» военной специальности – решение умное. В армии тоже могут научить, но неизвестно, какой инструктор попадётся, а тут человек, которому не жалко знаний и времени – лишь бы курсанты слушали, лишь бы у них глаза горели (а чаще всего именно горят, никто их учиться не неволит). Надо сказать, что умение водить МТЛБ никому не будет лишним, даже если вы гуманитарий. Никакой осознанный опыт не делает человека глупее или хуже.

СТАТЬ «ТАНКИСТОМ» БЕЗ ОТРЫВА ОТ МИРНОЙ ЖИЗНИ

– Я раньше уже ездил на вездеходах, но МТЛБ шустрее, конечно. Мужчина должен  отслужить в армии. У меня брат в Чечне воевал, другой брат и друзья сейчас в зоне СВО. Я тоже считаю, что лишним это умение не будет никогда, – говорит Андрей Ефимов,  тоже студент промышленного техникума.

– Несколько лет назад, когда мы поехали за МТЛБ на базу хранения, я первый раз за рычаги сел. Надо было из ворот выехать, а там с каждой стороны сантиметров по десять, наверное, для ширины МТЛБ есть. Я как-то сразу приноровился, поймал габариты и легко прошёл. Председатель областного совета ДОСААФ и говорит: вот готовый инструктор, – рассказывает Игорь Перфилов. – С 2010 года я работаю в ДОСААФе, потом ушел на другую работу, потом полтора года отдохнул на пенсии и снова пошёл в ДОСААФ.

Единственный минус, как говорит Игорь Перфилов, в том, что не все молодые люди пока понимают, какие шансы для бесплатного образования сейчас даёт призывникам ДОСААФ. Это армейские профессии, которые, если не станут основными, то всегда позволят получить работу в мирное время.

СТАТЬ «ТАНКИСТОМ» БЕЗ ОТРЫВА ОТ МИРНОЙ ЖИЗНИ

Справка

МТЛБ – одна из основных боевых машин, она выполняет работу тягача, «санитарки», десантной машины, на базе МТЛБ существуют зенитно-ракетный комплекс «Стрела», самоходная 122-миллиметровая артиллерийская установка «Гвоздика» – первая в мире плавающая САУ. Примечательно, что конструкции МТЛБ и «Гвоздики» были настолько удачны, что производство этих машин было открыто в некоторых странах Варшавского договора. Поставлялись эти машины в Швецию. Мирных профессий у этой машины тоже много, в первую очередь это вездеходы для геологов и строителей, а также пожарная машина для непроходимых лесов. После распада СССР основное производство МТЛБ осталось на Украине. Способствовал этому тот факт, что в основном на эту машину устанавливался КрАЗовский двигатель ЯМЗ-236. Производство МТЛБ есть и в России.

 Кирилл БАКУРКИН, фото автора

Похожие статьи