Свежие новости

06 Фев 2023
Успех в мире, который человеку доступен, – это дар божий
Новости

Успех в мире, который человеку доступен, – это дар божий 

Успех в мире, который человеку доступен, – это дар божий

19 декабря прошлого года в Москве состоялось рукоположение нового владыки Братской и Усть-Илимской епархии – епископа Константина – Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. 18 января епископ Братский и Усть-Илимский Константин (Мануйлов Константин Константинович) провёл пресс-конференцию для журналистов Братска.

Про путь к православию

– По материнской и отцовской линии предки все были людьми верующими. Дедушка мой, а он с детства до 18 лет прислуживал в церкви, но, правда, потом ушел воевать за красных, – рассказывает Владыка Константин, – у него было 4 класса церковно-приходской школы, но он мне в старших классах помогал решать математику.  По материнской линии у меня воронежские все. Я в детстве приезжал в деревню на лето, а бабушка была очень верующая. Лампадка у неё всегда горела в святом углу. Моя тётя, старшая мамина сестра, нам по вечерам рассказывала какие-то библейские истории, иногда даже придуманные. Интересно было, как сказки, и мы слушали внимательно. Хотя я был пионером и спорил, попытался доказать, что это всё заблуждения. Всех детишек укладывали спать, кого на печке, кого на полатях, и мамина сестра, тётя Нина, подходила и всех детишек на ночь крестила. Мы по-всякому к этому относились, но, когда она подходила крестить, все замолкали, и, знаете, когда она меня крестила, было такое ощущение, как мурашки по телу пробегают.

Такие же ощущения довелось испытать Владыке Константину, когда много лет назад проходил крёстный ход Владивосток – Москва и ему довелось приложиться к кресту с мощами святого. Никогда в его жизни не было агрессивного отношения к церкви. Жил как все, если не шли дела – шёл в храм, ставил свечку. Дела налаживались, и храм забывался. Многие люди живут в таком состоянии «веры». По-настоящему в храм он пришел, когда случилась семейная трагедия. Православие стало опорой.

– Мне были очень интересны разнообразные философские течения, – говорит Владыка. –  Я искал ответы на вопросы о смысле жизни и на многие другие и нашел эти ответы в православии. И когда нашел, всё удивлялся, почему люди их не видят. А еще больше у меня было удивление – почему люди отказались от веры в семнадцатом году? Как они смогли это сделать? Все смысловые основы поступков и существующего мира можно найти. Как люди смогли от этого отказаться?

Про понятия «успех» и «успешность»

– Я не встречал определение успеха именно в православной догматике. Успешность – это всё же протестантская позиция. То есть, там есть понимание, перешедшее из иудаизма в протестантизм того, что если ты успешен, если у тебя всё получается, то это означает, что ты угодил Богу. Если всё успешно – ты предопределён к спасению. В протестантизме есть понятие предопределения, – говоритепископ Братский и Усть-Илимский Константин. – То есть один рождается предопределённым к спасению, а другой к погибели. Есть это обидное слово, пришедшее с запада, – неудачник, вот оно отсюда. Казалось бы, ну неудачник, что тут такого? С кем не бывает? Но по сути дела, по протестантскому разумению неудачник духовно не спасается, а погибает. На этом основаны западные ценности. Но в православии нет такого понятия. Успех в мире, который человеку доступен, – это дар божий. Безусловно, нельзя опускать руки и пребывать в унынии, если у тебя что-то не получается, – это не нормально. Но забывать о том, что есть духовные ценности, это тоже не нормально. Любовь, милосердие, дружба всегда должны быть в приоритете, если даже ты жертвуешь своей карьерой или материальным благополучием. Для тебя должно быть важнее, например, сохранить друга, чем получить какую-то должность или денежное вознаграждение. Победу в спорте, достижения в работе христианин воспринимает как дар божий. Бог дал ему разум, дал возможности, дал силы. Чтобы гордость не посетила сердце, за всё это надо благодарить Бога.

Успех в мире, который человеку доступен, – это дар божий

Про воцерковление

– Несколько лет назад журнал «Фома» провел соцопрос, и оказалось, что 70% страны считают себя православными. Но хотя бы раз в году причащаются и исповедуются от 3 до 5%, –рассказывает Владыка. – Я думаю, что в наше время ничто не мешает воцерковлению. Внешних препонов нет никаких. Мне кажется, что люди сейчас просто не понимают, зачем им это нужно. Знаете, я одно время преподавал в женской православной гимназии в Иркутске, и один из первых вопросов был – зачем вам это всё нужно: ходить в храм, исповедоваться, причащаться? Вы сами себе должны ответить на этот вопрос. И если вы сами себе ответите на этот вопрос, никто вас больше не смутит. Если для вас это ценность, для вас это важно, если человек это понял и принял, то с ним особо никто и ничего не сможет сделать.

Епископ вспоминает, что в православную гимназию многие отдавали детей не потому, что родители верующие, а потому, что в гимназии порядок – нет вредных привычек, есть уважительное отношение к старшим. И люди хотели, чтобы дети были хорошими, но не религиозными. Но так получается редко.

– Иногда действительно что-то должно произойти с человеком – болезнь или несчастье, кто-то от слов вразумляется. Немного у нас людей верующих, но их становится всё больше. И там, где церковная жизнь возрождается, жизнь налаживается. Я видел это сам: посёлок, где все пьют, воруют – ничего не оставишь, а появляется храм, и люди начинают вразумляться. Другая жизнь начинается. Хочется надеяться, что нашими молитвами Господь посетит сердца людей, – говоритВладыка Константин.

О строительстве храмов

– На самом деле многое не доделано, то есть у нас стоит прекрасный собор, но у него ещё очень много внутренней отделки. Не достроен монашеский корпус. Надо учитывать, что храмы строятся на пожертвования, а школы – по государственным программам, –говорит Владыка. – На самом деле храмы нужны, если даже в них немного прихожан. Знаете, бывает так, что село живёт, люди пашут, сеют, и никто не знает, что одна старушка в селе молится. Умерла старушка – все начало рассыпаться, люди разъезжаются, и никто не понимает, что произошло, а просто благодать божия ушла. Возможность жить, дышать, говорить – это божий подарок. Хотите усомниться? Скажите: «Господи, отними всё у меня!» Если хотите рискнуть – скажите. А теперь представьте, что у вас растёт ребёнок и вы ему покупаете всяких сладостей, приходите домой, и он к вам бежит навстречу, обнимает и говорит, что любит. Или вы приходите домой, а ребёнок, не поворачивая головы, только спрашивает, купили вы ему шоколадку или нет. Будет у вас в следующий раз желание что-то вообще покупать? Вот так же и наше отношение к Богу. Благодаря Бога, мы открываем возможность его участия в нашей жизни. И храмов должно быть много, и школ, но для школ детей надо рожать. А у нас, когда беременная женщина приходит в женскую консультацию, её первым делам спрашивают про аборт.

Об увлечениях

– Сейчас читаю в основном духовную литературу. Хочу прочитать Достоевского. По сути дела, я про свою жизнь в будущем думал, что буду охотником и рыбаком. Потому что отец у меня был охотник и рыбак, и я очень благодарен ему за то, что он всегда брал меня с собой. Поэтому сейчас, когда есть возможность, езжу на рыбалку, – говорит епископ. – Причём для меня это не заготовка рыбы, хотя приятно, если улов всё же есть, но в первую очередь это общение в природой. В таких условиях человеку много открывается нового в мире. Я знаю случай, когда человек посидел у костра ночью с верующими и на следующий день пошел в храм, а потом принял священный сан. Я люблю путешествовать, мне очень интересно смотреть, узнавать, как живут другие люди.

Болею я за нашу сборную по хоккею. Стараюсь смотреть матчи – олимпийские и чемпионаты мира. И если уж сам матч не получается посмотреть, то голевые моменты стараюсь всё же увидеть.

Про крещенские купания

– На Крещение окунаться в порубь не обязательно, а вот в храм сходить нужно, – говорит Владыка. – Тем, кто хочет окунуться, надо понимать, что это серьёзный стресс для организма, и если у вас есть хронические заболевания, например, гипертоническая болезнь, лучше этого не делать, а поберечься.  Представляете, сотни тысяч капилляров под кожей одновременно вдруг сжимаются и выталкивают из себя кровь? Это очень опасно для человека со слабым сердцем. И воду для питья всё же лучше брать в храме.

Кирилл БАКУРКИН

Похожие статьи