Свежие новости

04 Дек 2022
Бюджет Иркутской области будет сохранять социальные традиции даже в условиях «высокой неопределённости»
Новости

Бюджет Иркутской области будет сохранять социальные традиции даже в условиях «высокой неопределённости» 

Бюджет Иркутской области будет сохранять социальные традиции даже в условиях «высокой неопределённости»

В  Законодательном Собрании Иркутской области под руководством председателя комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству Натальи Дикусаровой состоялись публичные слушания по проекту бюджета Иркутской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

Коротко о проекте бюджета рассказала министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова.

– Бюджетная политика нового бюджетного цикла сохраняет преемственность прошлых лет, но уже с учётом новых реалий, –  сообщила министр финансов. –  Бюджетный цикл 2023 -2025 годов будет проходить в условиях высокой неопределённости, нестабильного состояния экономики, неустойчивой конъюнктуры сырьевых и финансовых рынков. Основной упор при подготовке проекта бюджета делался на то, чтобы внешние условия – санкции и цены на энергоресурсы – никоим образом не повлияли на исполнение всех социальных обязательств региона перед жителями Иркутской области. В основу проекта положен базовый прогноз социально-экономического развития региона, который предполагает постепенную адаптацию экономики к новым реалиям в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 2023 — 2025 годы.

Согласно прогнозу социально-экономического развития России, Иркутская область включена в число регионов с наиболее высокими темпами экономического развития. Бюджетная политика в планируемый период сохранит социальную направленность. Затраты на финансирование социальных нужд в 2023 году составят более 170 миллиардов рублей, это 67,5% общего объема расходов областного бюджета.

С 1 января 2023 года социальные выплаты будут проиндексированы на 5,5%. Также в проекте предусмотрены расходы на приобретение путевок в летние лагеря, стипендии студентов, пособия на покупку школьных принадлежностей и учебников для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Будет продолжена поддержка реального сектора экономики, в том числе проектом бюджета предусмотрены средства на поддержку сельхозпроизводителей, также в полном объеме предусмотрено финансирование государственных программ и национальных проектов. Так, в 2023 году финансирование программ Иркутской области составит более 250 миллиардов рублей. Всего в регионе будет реализовано 42 региональных проекта, встроенных в 22 государственные программы.

Еще одно приоритетное направление при разработке проекта бюджета – поддержка территорий области. Более 99 миллиардов рублей будет направлено в муниципалитеты в виде межбюджетных трансфертов, 46,1 миллиарда – на решение вопросов местного значения. Кроме того, увеличены дотации на выравнивание муниципальных районов и городских округов на 6,1% в 2023 году.

В ходе публичных слушаний депутаты Законодательного Собрания обратили внимание на изменение структуры финансирования ряда государственных программ, планы по строительству и капитальным ремонтам социальных объектов. Эти и ряд других вопросов будут рассматривать комитеты и комиссии с приглашением профильных министров регионального правительства в течение ближайшей недели.

Вопрос о сохранении финансирования выплат медицинским работникам, которые работают с коронавирусом, задал председатель объединения организаций профсоюзов Иркутской области Александр Коротких. Также он отметил, что необходимо проиндексировать зарплаты работников бюджетной сферы. С 1 марта 2022 года они были проиндексированы на 4%, однако инфляция превысила этот показатель.

Депутат Заксобрания Евгений Сарсенбаев задал вопрос о финансировании закона об инициативных проектах. Председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова заверила собравшихся, что 500 миллионов рублей на эти цели предусмотрено в проекте бюджета на 2023 год.

Председатель профсоюза работников народного образования и науки России Валентина Федосеева обратила внимание на необходимость увеличить нормативы на учебные расходы из-за роста стоимости учебной литературы, обеспечить индексацию зарплат учителей, рассмотреть вопрос поддержки групп продленного дня и ряд других вопросов.

– На сегодняшний день ожидаем подтверждения очень масштабных денежных ресурсов из федерального бюджета. Это та работа, которую депутаты вместе с правительством провели с федеральным уровнем власти, то, что мы доработали за этот год, то, что удалось принести в копилку, – пояснила глава комитета по бюджету ЗС.

В этот же день впервые было проведено совместное заседание всех комитетов и комиссий Заксобрания с участием председателя областного правительства Константина Зайцева, руководителей региональных министерств и ведомств, контрольных и надзорных органов.

– С учетом депутатских поправок, предложений муниципалитетов мы должны получить сбалансированный документ, который будет работать на развитие нашей области. Теперь серьезная работа предстоит нам в комитетах и комиссиях. Очень важно обратить внимание на динамику расходов: насколько больше или меньше будет капитальных ремонтов школ и детских садов в следующем году, больше или меньше построят ФАПов, спортивных и детских площадок, других социально значимых объектов. Буквально на пальцах нужно рассмотреть каждый показатель, потому что за всеми этими цифрами стоит улучшение качества жизни наших земляков, – прокомментировал спикер парламента Александр Ведерников.

Проект бюджета в первом чтении будет представлен на 60-й сессии Законодательного Собрания, которая состоится 16 ноября.

Константин ГРАЧЁВ

Подробно ознакомиться с направлениями и мероприятиями, касающимися бюджета, можно на портале «Открытый бюджет» (openbudget.irkobl.ru).

Депутат Законодательного Собрания Георгий Любенков: «Прогноз по доходам и, соответственно, по расходам – осторожный»

8 ноября состоялось совместное заседание всех комитетов и комиссий Законодательного Собрания, где рассмотрели прогноз социально-экономического развития области и в «нулевом» чтении – проект бюджета Иркутской области на 2023-й и плановый период 2024 и 2025 годов. Что порадовало в подробном докладе министра финансов Наталии Бояриновой по проекту бюджета?

Порадовало новшество, которого давно добивались депутаты и муниципалитеты: вся сумма в 99 млрд рублей, предусмотренная муниципалитетам для выравнивания и для поддержки сбалансированности местных бюджетов, будет распределена в областном бюджете уже на входе в 2023 год, чтобы муниципалитеты, формируя свои бюджеты, точно знали, на какую поддержку областного бюджета они могут рассчитывать. Здесь надо отдать должное твердой позиции председателя областного правительства Константина Зайцева, который услышал муниципалитеты и депутатов.

У меня, как и у нескольких моих коллег, проект областного бюджета на 2023-25 годы вызвал два ключевых вопроса к областному правительству:

1) В бюджете на 2023 год не запланирован капитальный ремонт новых, прошедших в текущем году рейтинговый отбор объектов образования, культуры и спорта. В представленном проекте областного бюджета мы видим субсидии муниципалитетам только на завершение капремонта объектов, переходящих с текущего года.

Отвечая на этот вопрос, председатель правительства Константин Зайцев отметил, что дополнительные средства на капремонты могут быть выделены, если появятся дополнительные доходы, с ростом к запланированным. В то же время, все мы понимаем: если такие дополнительные средства появятся в середине года, капремонты планировать будет поздно, учитывая длительную конкурсную процедуру.

2) Не менее важен и другой вопрос – предлагаемая Минфином методика расчета субсидии на зарплату работникам муниципальных учреждений, муниципальным служащим не отражает реальной потребности муниципалитетов, поскольку за основу взято исполнение по факту за 9 месяцев, в то время как в 2022 году реальную сумму зарплаты можно увидеть только по оценке исполнения за год.

По расчетам финансистов Братска, при применении такой методики образуется дефицит средств на зарплату в сотни миллионов рублей, который покрыть будет нечем. Точно такая же ситуация ожидается и у всех других муниципалитетов, но пока от Минфина мы лишь услышали совет – планировать расходы местных бюджетов исходя из приоритета первоочередной выплаты заработной платы. Не получил я и определенного ответа по срокам обещанной корректировки бюджета текущего года, которой так ждут муниципалитеты.

Есть и другие вопросы, решение которых будем искать в процессе дальнейшей работы над бюджетом. В общем, нам предстоит, а точнее, уже начата активная работа по подготовке предложений к внесенному правительством проекту закона о бюджете во всех комитетах и комиссиях ЗС, в результате которой будет сформирован и рассмотрен в нашем бюджетном комитете пакет поправок к законопроекту.

В целом, основные параметры бюджета – почти на уровне нынешнего года, прогноз по доходам и, соответственно, по расходам – осторожный. Поэтому мы попросили Контрольно-счетную палату Иркутской области сделать сравнительную оценку нашего проекта бюджета с бюджетами других субъектов, входящих в состав Сибирского федерального округа.

Похожие статьи