Свежие новости

05 Май 2024
ГЛАВНОЕ – НЕ ДОПУСТИТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОГНЯ
Новости

ГЛАВНОЕ – НЕ ДОПУСТИТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОГНЯ 

С 30 апреля мобильные лесопожарные бригады филиала Группы «Илим» в Братском районе заняли места дислокации в арендной базе лесов.

Как устроились, как укомплектованы, какой настрой в коллективах – чтобы проверить это на месте, 15 мая на участки выехали старший мастер службы по охране, защите, воспроизводству лесов и отводу лесосек Роман Мальков и руководитель направления дирекции по экологии, охране труда и пожарной безопасности Группы «Илим» Артем Владимиров.

Когда объявлен пожароопасный сезон

Раньше бригады называли группами лесохозяйственных работ (ГЛР). Новое определение дает разрабатываемый в компании Стандарт, который будет регламентировать работу формирований.

ГЛАВНОЕ – НЕ ДОПУСТИТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОГНЯ
Бригада №2

– В нашем филиале десять бригад, – рассказывает по дороге Роман Мальков. – Размещаются они в службе по транспорту, Турме, Покосном, Боровском, Озерном, Чуне, Тайшете. Бригада с Покосного по погодным условиям временно базируется на 45-м километре Тулунского тракта. Два поста мы, как обычно, открываем в Прибойном: там большая база, поэтому один находится в поселке, второй – на буферном складе «Илима». Со сходом льда выставляем пост в Жигалово.

ГЛР находятся в зоне действия сотовой связи, чтобы оперативно получить информацию от дежурного, прибыть на место пожара и приступить к тушению пожара, если где-то обнаружится термоточка. Каждая бригада обеспечена бульдозером «Либхерр», тралом «Вольво», вахтовым автомобилем «Берлога», малым лесопатрульным комплексом УАЗ. При снижении класса опасности устанавливают в лесу противопожарные аншлаги и плакаты, проводят техосмотр, смазку и при необходимости – ремонт техники. Пока есть время: на пожаре его не будет, а машины должны быть в строю.

ГЛАВНОЕ – НЕ ДОПУСТИТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОГНЯ

– Конечно, технику мы готовим заранее, – продолжает старший мастер. – В первую очередь бульдозеры: именно на них ложится основная нагрузка во время пожаров. На некоторых, например, полностью поменяли ходовую часть, где-то отрегулировали насосы. Мы благодарны специалистам технической дирекции, которые помогают нам поддерживать технику в рабочем состоянии.

На связь бригады выходят в одно время. С утра, в 7:30, мастер отзванивается руководству по обстановке, потом с 12 до 13 и вечером с 19:30 до 20:00. Дежурному диспетчеру доклад в 8 утра. А дальше, в зависимости от погодных условий, уже диспетчер дает команду, с какой периодичностью звонить. Через три, два часа, а во время тушения каждый час.

ГЛАВНОЕ – НЕ ДОПУСТИТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОГНЯ
Бригада №6

– Дежурный диспетчер через систему мониторинга отслеживает, как развивается пожар – то, что мастер бригады не может увидеть на месте. В свою очередь мастер сообщает о том, чего не знают в штабе. Заключен договор с Иркутской авиабазой на облет участков, – поясняет Роман Мальков. – У каждого мастера есть карта закрепленного участка, где обозначены все дороги. Когда возникает пожар, он по карте ориентируется, как лучше добраться. Все вкупе влияет на рациональное и, главное, оперативное распределение сил и средств.

Сам Роман Николаевич в службе с самого начала, четвертый сезон. И практически каждый год участвует в мероприятиях по нераспространению пожаров. Прошлым летом, например, больше полутора месяцев провел на пожаре в Прибойном.

ГЛАВНОЕ – НЕ ДОПУСТИТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОГНЯ

– Минеральную полосу сделали, думаешь, ну, все спокойно, можно поспать. Но ситуация меняется очень быстро. Низовой пожар перешел в верховой, самый опасный. Один скачок огня – до 300 метров, – вспоминает Роман Мальков.

Водитель Юрий Литвинов, который в пожароопасный сезон работает на танкетке*, с Романом согласен: верховой большие «прыжки» делает. В такой ситуации забываешь про отдых и про все на свете, лишь бы не дать огню разойтись.

С южной стороны Турманской дачи

Первая остановка – с южной стороны Турманской дачи Вихоревского лесничества. Бригада №2 несет дежурство на окраине поселка, возле закрытых, недействующих построек РЖД. Второй год здесь стоят: недалеко свалка мусора, в жару, бывает, она тоже доставляет хлопот. Потому и встали поблизости, чтобы всегда была в поле зрения. Укомплектованы всем, что необходимо на бригаду: электропила, мотопомпа, рукава, ранцевые огнетушители… Топлива в баках машин под завязку.

В центре поста та самая «Берлога» – и машина, и дом одновременно: с кухней, холодильником, обеденной зоной, спальным отсеком. Жизнь поддерживает своя мини-электростанция в технологическом отсеке. Есть емкость под воду на 800 литров. В техническом блоке хранят шанцевый инструмент.

«Хозяин» «Берлоги» Алексей Глухих три года назад эту машину получал, на ней работает, за ней следит. На пожарах Алексею Александровичу приходилось бывать не раз: в прошлом году, например, горело совсем недалеко, в ста метрах, за железной дорогой. Пожар был небольшой, поэтому за два дня своими силами управились.

Для бульдозериста Андрея Штемберга участие в пожарах – тоже дело привычное. Раньше, рассказывает, в Братском лесхозе работал, и здесь уже третья заездка. А на трале в этом сезоне Виктор Лозинский, в «Илиме» он 19 лет.

Водитель УАЗа Илья Гранин – новичок, у него это первый сезон. Перед заездом, делится, прошел обучение по лесохозяйственным работам и тушению пожаров:

– Очень нужный курс: обратили внимание на моменты, которые я не знал. Как, например, полосы минерализованные делать.

К слову, обучение по программе «Тушение лесных пожаров» было организовано на Иркутской базе авиационной и наземной охраны лесов и для руководителей. По словам Романа Малькова, несмотря на опыт, он узнал много нового.

Мастером в бригаде Александр Пантелеев, на этих работах тоже впервые. Правда, раньше был мастером на заготовке, так что работа с людьми не в новинку. При этом Александр Сергеевич – кандидат технических наук, в свое время защитил в Красноярске диссертацию. Говорит, научные знания, расширенный кругозор очень помогают в жизни.

– Люди все хорошие, главное – общий язык найти. Здесь иначе никак, все понимают, что работа связана с риском, поэтому разлада нет и быть не может. Наоборот, в такой ситуации надо быть самим собой, а вместе – одной семьей.

На пожаре мы поём

Такого же мнения придерживается мастер шестой бригады Сергей Тюленев, что стоит на 45-м километре. К слову, мастером его  поставили только в этом сезоне, а на пожары приходилось выезжать и раньше, когда занимался отводами лесосек. Никогда не забудет большой пожар под Мамырем: огонь тогда подошел вплотную к поселку.

– Чтобы не раскисать, друг друга поддерживать, мы пели, – делится Сергей Тюленев. – Я запою, другие подхватывают. Потому что сам будешь в духе, и другие воспрянут. Конечно, много зависит от коллектива, куда попадешь. Если все спокойные, проблем нет. Вот мы всего лишь первую вахту вместе, а уже сблизились.

Бульдозерист номер один в этой бригаде – Александр Кротов. Пришел еще в 2020-м, когда ГЛР формировали. Опыта не было, но показал себя навсе сто. Есть в парне какой-то стержень. И с бульдозером он на «ты».

А вот для напарника Андрея Бобина этот сезон первый. В свое время работал контролером на приемке и на толкаче на нижнем складе. Но захотелось выучиться на бульдозериста. Так и сделал, и теперь он в бригаде.

– Технику освоил, а песни петь научим, – шутит мастер.

Сергей Мачихин приехал из соседнего Тулуна. Специфику работы поменял кардинально: перешел с метеостанции. Знакомые подсказали, что в «Илиме» набирают бригады на пожароопасный период. А поскольку опыт работы на технике есть, решил попробовать.

Самые старшие здесь водитель «Берлоги» Владимир Таюрский и водитель трала Игорь Русин. Оба на заслуженном отдыхе, но в работоспособности молодым не уступят. У каждого за плечами много трудовых лет, но пока есть силы, хотят быть полезными предприятию.

Пока мы разговариваем с коллективом, Артем Владимиров выполняет свои задачи: смотрит, оценивает, проверяет, беседует. И приходит к выводу: бригады оснащены по первому классу – всем укомплектованы, настрой хороший, каждый обучен, знает, что делать. К этому здесь и стремятся – чтобы на пожаре быть в полной готовности, как технике, так и людям. Только бы не потребовалось.

Что это значит?

*Танкеткой называют МТЛБ – многоцелевой транспортер-тягач легкий бронированный.

Марина Малыгина

Фото Елены Волковой

Похожие статьи