21.03.2019
Чем ближе в проекте «Время, назад!» приближались 80-е годы, тем очевиднее было то, что на страницах газеты будут встречаться имена братчан, которые и сегодня активны в делах городских. Ожидания оправдались: уже в первых номерах «Красного знамени» привлекла интерес заметка Виктории Астраханцевой, на тот момент главного архитектора мастерской филиала института «Иркутскгражданпроект». За более чем 40-летнююю братскую биографию Виктория Вагановна внесла огромный вклад в развитие города. Она и сегодня является членом градостроительного совета. А та ее заметка под заголовком «Зодчие – Братску» из 1981-го поименно называет коллег–архитекторов, проектировщиков, которые формировали облик нашего города. Публикацию автор начинает изречением французского зодчего о том, что задача строителя — обеспечить прочность объекта, а задача архитектора – взволновать воображение. Дальше идет перечисление проектных организаций Братска и возведенных ими общественных объектов.
Нелишне и новому поколению читателей напомнить имена творцов. Архитекторы отдела комплексного проектирования «Гидропроект» Г. Максименко, В. Михайлов, Г. Гончаров подготовили проекты музея трудовой славы «Братскгэсстроя», пионерлагеря «Крылатый» и целого города Кодинск. Коллектив проектной конторы «Братскгэсстроя» и его специалисты М. Романова, В. Киселев, В. Ульянов разработали проект здания «Братскгэсстроя» в Падуне и ДК «Ангара».
С начала 80-х начались активные работы по созданию музея под открытым небом «Ангарская деревня». Над образом этого творческого наследия трудился архитектор Б. Чуласов. В активе филиала «Иркутскгражданпроект» и его архитекторов М. Мочалова, Л. Панова, А. Реймер, Б. Зотова, В. Астраханцевой проекты индивидуальной застройки, малых городских форм и световой рекламы, которая в те времена только набирала обороты. Архитектор В. Леванцов принимал участие в проектировании санной трассы, ему же принадлежит авторство интерьера ДК «Лесохимик» и базы отдыха «Соболек». Интересно и авторство мемориала Славы в Братске. Во всесоюзном конкурсе на его создание победил макет дагестанского автора Гаджи Ганеева. Но вот чертежей к своему рисунку автор не предоставил. Эту работу взял на себя братчанин Виктор Зимин. Он разработал проект, и по праву считается соавтором мемориала.
Есть только миг…
С 80-х прочно
закрепила свое имя в истории летописи Братска и когорта фотолетописцев. Это
сегодня сделать фото и обнародовать его может едва ли не каждый школьник и
пенсионер, в недалеком прошлом это было подвластно избранным. А умением владеть
фотоаппаратом так, чтобы твои снимки появлялись в газетах, и вовсе обладали
единицы братчан.
В 1981-м профессионалы впервые провели фотовыставку. Открылась она в ДК
«Лесохимик». Подробно рассказала об этом событии газета «Красное знамя»,
читаешь — и опять знакомые имена. Автор Н. Прилежаев отметил сильные стороны
каждого участника выставки. «Сельскохозяйственная тема – конек творчества
кинооператора Братской редакции областного телевидения Владимира Коропа, — пишет
он. — Тонким лиризмом пронизаны работы Владимира «Околица», «Березовая роща»,
«Зимний пейзаж». А вот коллега Коропа Алексей Казаков больше тяготеет к
городскому сюжету, впечатляют его виды молодого Братска «Мой дом», «Город», «Осень».
Фотограф комбината «Братскжелезобетон» Василий Юдин представил серию фотографий
«Ветераны» — портреты защитников нашей Родины никого не оставляют равнодушными.
Мастер фотослужбы Николай Попов на суд земляков выставил серию образов
советского человека. В общении с природой черпает вдохновение фотограф завода
ЖБИ-1 Юрий Лащилов, здесь привлекают внимание его виды саянских гор,
удивительные пейзажи Приангарья.
Работы фотокорреспондента редакции «Красное знамя» Александра Силивончика
разнообразны по замыслу и оригинальны по исполнению. Выделяется его спортивный
снимок «Я, ты, он, она», а также работы «Ракурс», «Учительница», «На посту».
Чувствуется, что в фотографии Александр нашел свое призвание. Эту мысль на
открытии выставки высказала заместитель председателя горисполкома Людмила
Рященко и пожелала всем мастерам объектива творческих идей.
Стрелки часов туда-сюда
Спроси
сегодня любого из нас, по какому времяисчислению живем, не ответит, пожалуй,
никто. В результате бесконечных переводов стрелок часов вперед-назад мы
потеряли реальное время. Попытки введения летнего времени, оказывается,
предпринимались в России еще в 1917-м. Но на практике эта затея просуществовала
всего шесть месяцев, и в конце года Временное правительство вернуло стрелки
часов на прежнее место. Второй раз страна вмешалась в биологический ритм в
1930-м: Совет министров СССР с целью экономии
энергетических ресурсов постановил перевести стрелки часов на один час
вперед. Сама идея была позаимствована у ряда других стран. А время с учетом
перевода стрелок закрепилось вплоть до 1981 года.
И вот в подшивке газеты начала 81-го, который мы разбираем в нашем проекте, встречаем
заметку за подписью начальника отдела Государственной комиссии единого времени
и эталонных частот СССР товарища Пимашевского Ю.П. «О точном времени». К чести
чиновника государственного масштаба периода застоя, свое обращение к россиянам он
изложил человеческим языком. Смотрим начало текста: «Так уж устроен человек:
стоит показаться солнцу – поднимается настроение, повышается работоспособность.
Однако же почему летом, когда утро начинается на пять часов раньше, мы
продолжаем жить по «зимнему» будильнику»? Дальше излагается новый порядок исчисления
времени с переходом на летнее с 00 часов 1 апреля и обратным переводом стрелок в
00 часов 1 октября. Здесь же называются объемы экономии электроэнергии. В
масштабах страны это несколько миллиардов киловатт-часов электроэнергии в год.
А вот еще одна цель перевода времени – «сэкономленный новым распорядком час позволит
раньше закончить работу и обратиться к досугу и делам семейным». Так-то
государство заботилось о народе. И практически 30 лет, до 2009-го включительно,
мы игрались раз в полгода. В 2010 году уже в
Российской Федерации перестали переводить стрелки часов, что привело к
установлению на всей огромной территории нашей страны сначала постоянного
летнего времени, а затем и постоянного зимнего времени.
Чтоб «Жигули» не подвели
1981-й для братских автолюбителей можно считать прорывным. Здесь открылся специализированный автоцентр (САЦ) Волжского автомобильного завода. Город к тому времени был наводнен личным транспортом отечественного производства и входил в десятку городов страны по наличию автомобилей на душу населения. Но вот беда, обслуживать авто было негде. Качество «жигулей», «москвичей» и даже «волг» оставляло желать лучшего, одна станция технического обслуживания в Падуне не справлялась с заявками владельцев. Были, конечно, частные умельцы, но не в таких количествах, как сегодня, и не с таким набором диагностического, ремонтного оборудования и запчастей. А тут специализированный центр с квалифицированным персоналом, просторными ангарами, набором запасных частей. Чтобы понять значение открытия САЦ в Братске, достаточно внимательно просмотреть редакционную почту за предыдущие пять лет с жалобами автовладельцев на длительные сроки ремонтов «домашних лошадок» на СТО и простои машин по причине дефицита запчастей. С первых месяцев работы Братский спецавтоцентр ВАЗа вошел в число успешных промышленных предприятий города с оказанием большого объема услуг. Здесь сформировался настолько высокопрофессиональный коллектив, что с других предприятий сюда перешли на работу видные инженеры, механики, автослесари. Трудиться в САЦ было престижно и доходно.
Какое время, такие и фильмы
Приметой времени всегда является кино, и мы в проекте «Время,
назад!», вспоминая ушедшие годы, всегда отмечаем знаковые кинокартины того
периода. 1981-й в этом плане ознаменован выходом на широкий экран фильма
«Однажды двадцать лет спустя».
Сегодня можно сказать, что лента полюбилась уже не одному поколению зрителей,
что все мы влюблены в ее героев и исполнителей ролей. А тогда «Красное знамя»
настойчиво приглашало зрителей в кинотеатры Братска и вот как анонсировало премьеру:
«Этот фильм, на первый взгляд, трогательная сказка о трудной, но счастливой
доли матери-героини. И вывод из этой сказки можно сделать вполне определенный –
чем больше детей у родителей, тем больше счастья в семье и что немаловажно — духовные
качества детей находятся в прямой зависимости от их количества. В фильме
режиссера Юрия Егорова «Однажды двадцать лет спустя» снялась заслуженная
артистка РСФСР Наталья Гундарева, а сама лента решена в жанре лирической
комедии. Вот почему на глазах зрителей сквозь смех выступают слезы». Теперь-то
мы это хорошо знаем.
Слово прощания
И это тоже одна из миссий газеты – сказать доброе слово в память об ушедшем из жизни человеке, тем более, если это человек большой величины. 14 февраля 1981 года газета «Красное знамя» поместила большой некролог. В заголовке к нему в траурной рамке значилось Арон Маркович Гиндин. Текст содержал информацию о том, что в Москве скончался выдающийся гидротехник Советского Союза, заслуженный строитель РСФСР, лауреат Ленинской и Государственной премий, Герой Социалистического Труда, первый главный инженер Братскгэсстроя. Биография с кратким описанием профессиональных заслуг Гиндина и перечнем объектов приложения его инженерного таланта занимает большую газетную площадь. Заканчивался некролог заверением, что имя Гиндина навечно останется в памяти братчан. И это не пустые слова.
Алла ТИРСКИХ